Проблема преемственности и адаптации учащихся начальной
школы к средней школе является актуальной. Ее решение требует общих усилий
педагогического коллектива, административного состава, психологической службы
общеобразовательного учреждения при поддержке родителей учащихся и готовности
самих учащихся принять новые условия школьной жизни.
Именно в этот возрастной период жизни учащихся перестраиваются житейские
понятия. Развивается теоретическое мышление, т.е. мышление в понятиях что способствует возникновению рефлексии. В этом возрасте появляются
притязания детей на определённое положение в системе и деловых, и личных
взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой
системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ученика всё в большей степени
начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только
успехи в учёбе и отношения с учителем.
Если для учащихся начальной школы
проблемы связаны прежде всего с учебной успешностью, то переход в среднее звено
сопряжён с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. Для детей младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о
нём и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. А это, как
правило, сопровождается появлением разного рода трудностей: повышением
тревожности, появлением неуверенности,
страхов, частых волнений в ситуации решения каждодневных задач. Усиливается
страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Постоянный страх не
соответствовать приводит к тому, что и способный ребёнок не проявляет свои
способности в должной мере.
Трудности и страхи в отношениях с учителями
испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители,
принуждая детей работать на оценку, всё больше провоцируют школьные страхи,
связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных
оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации
пятиклассников к школьной жизни, когда стремление ребёнка выполнить всё хорошо, показать себя с лучшей стороны, побуждает его проявлять высокую активность. А подросток нуждается в
щадящем режиме.
Возникают проблемы: снижение успеваемости, возникновение
негативного психического состояния, чреватого соматическими и психическими
заболеваниями и негативными последствиями в поведении обучающихся вследствие
рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на
организационном, содержательном и методическом уровнях.
Причины возникновения проблем:
- Изменение условий обучения.
Появляется другие учителя . Каждый предмет изучается в своём кабинете, и таких
кабинетов много. Надо выучить всех новых учителей, расположение
кабинетов, со многими учителями выстроить свои отношения. Поневоле
заволнуешься, испугаешься, а в итоге повышается тревожность.
- Неспособность ученика адаптироваться к различным требованиям
учителей -предметников.
Большое количество учителей порождает вариативность
поведения школьников. Одни учителя предпочитают "живые" уроки, когда дети
активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, предположения,
устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии,
отстаивают свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более
спокойным урокам, требуют ответа только с поднятой рукой, никаких споров и
шума. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой тоненькие тетради, но их
должно быть 3 штуки. По одному предмету учитель требует завести отдельную
тетрадь –справочник, на другом уроке все термины записываются в конце обычной
рабочей тетради. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать.
Как выстроить модель своего поведения? Пока ребёнок решает для себя эту новую
задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус
будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
- Учителя средней школы не всегда учитывают функционально-психологические
и личностные различия между пятиклассниками и более старшими учащимися и
предъявляют учащимся 5-го класса требования, неадекватные возрасту.
- Недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их
возможностей и реальных учебных результатах.
-Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного
возраста и как следствие неадаптированность методики преподавания к
возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении
с начальной школой методов обучения.
-Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней
школе.
Вдумчивые педагоги, понимая
значимость этих традиций в жизни детей, стремятся сохранить их и
продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствие с
возрастными особенностями в более важные и необходимые для учеников
мероприятия. Отрицание всего, что было наработано, не принесёт
позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных
взаимоотношениях с педагогом.
-Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Экономя время урока, педагоги
иногда забывают о создании доброжелательной рабочей атмосферы на уроке в целях
ликвидации негативных эмоций, преодоления волнения, тревоги, раздражения.
-Отсутствие ситуации успеха для школьников.
Ошибочным является мнение педагогов
среднего звена в том, что создание ситуации успеха, игровые моменты – это удел
начальной школы, а в 5-ом классе нужно приучать к нелёгкому учебному труду. Для
пятиклассников ситуация успеха и эмоциональные
переживания продолжают оставаться действенными мотивами для
успешного обучения.
-Отсутствие сочетания коллективных форм обучения с групповыми и
индивидуальными.
В подростковом возрасте ведущей
деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от
учителя и родителя перемещаются к сверстникам. Ребята хотят взаимодействовать со
сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и
малых группах, в парах. Кроме того, позитивные отношения к сверстникам они
переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников
общение.
-Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в
противоречие с ранее изученным в начальной школе.
-Неподготовленность к восприятию усложнённого содержания учебных
курсов в 5-ом классе
-Неспособность ученика справиться с возросшим по сравнению с начальной
школой объёмом домашнего задания
-Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Нередко с переходом учащихся в 5-ый класс педагоги фиксируют небрежность
записей в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на
уроке, записей с номерами домашних заданий,
отсутствие самих домашних работ. Родители к 5-му классу устают от
проверки тетрадей своих детей, полагаются на навык ребёнка всегда выполнять
домашнее задание в полном объёме. Учителя сетуют на объёмы работ и обилие
классов. Пятиклассники постепенно отучаются продуктивно работать дома.
-Появляются запуски и пробелы в знаниях.
В начальной школе пробелы и «шероховатости»
сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторным объяснением сразу, как
только было замечено не усвоение ребёнком учебного материала( класс один, можно
успевать контролировать всех). В 5-ом классе такого отслеживания не происходит.
И , не усвоив тему, ребёнок рискует не понять и следующую. Материал усложняется
от урока к уроку, затягивается узел незнаний, появляются двойки.
-Отсутствие личностного контакта ученика с учителем.
Пятиклассники – народ
эмоциональный. Во многом школьную жизнь они воспринимают через призму
собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к
учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, нравится и предмет. Это в более
старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж
педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со
стороны учителя.
"Переход из
первой ступени обучения во вторую – переломный момент в жизни ребёнка, так как
осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к
новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со
сверстниками, с учителями.
Принцип преемственности
предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе,
осуществляется под непосредственным руководством администрации.
Работа по преемственности ведётся по трём
направлениям:
1. Совместная методическая работа
учителей начальной школы и учителей- предметников
2. Работа с детьми. ( Учитель,
психолог).
3. Работа с родителями.( Учитель,
психолог, медработник).
Среди важнейших вопросов:
-образовательные программы;
- организация учебного процесса;
- единые требования к учащимся;
- структура уроков.
Задачи:
-помочь принять позицию ученика
второй ступени;
- способствовать сохранению
учебной мотивации и позитивного отношения
к школе;
- познакомить учителей с
индивидуальными особенностями учащихся;
- познакомить родителей с
условиями процесса адаптации пятиклассников"
В целях более благополучного решения проблем адаптационного периода необходимо:
для пятиклассников:
- способствовать формированию
важнейших социальных навыков для успешной адаптации учащихся;
- способствовать формированию
позитивной и устойчивой самооценки;
-помочь в работе по
самоорганизации, самоконтролю;
- помочь детям принять "новых" учителей;
- повысить уровень
психологической готовности к обучению;
- развивать у детей творческие
способности, способствовать их разностороннему самовыражению, творческому
отношению к собственной жизни;
учителям - предметникам:
-снизить уровень тревожности
детей перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
- создать доброжелательную
атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
- быстрее узнать учащихся,
быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение;
родителям:
- снять напряжение родителей,
вызванное предстоящим учебным годом;
- договориться о способах
взаимодействия учителя с родителями в течение учебного года;
- создать атмосферу
сотрудничества;
- выяснить ожидания родителей по
поводу обучения их детей в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
В данный период будет полезным строить образовательный
процесс в системе, последовательно отслеживая результаты;
- своевременно
исправлять выявленные недочёты;
-дать возможность
профессионально определиться в отношении всех участников образовательного
процесса, построить с ними успешные взаимоотношения.
Литература.
1. М.Б.Крылова. Проблемы
преемственности. Завуч начальной школы. №4,2006.
2. Школьный психолог. № 30, 2004.
Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального
общего образования на основную
3. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс: программа адаптации детей к средней
школе. М.: генезис,2003
4. Психолого-педагогическое сопровождение процессов
адаптации учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов. Методические рекомендации для руководителей и педагогов-психологов ОУ.
Приложение № 2 к письму ДО от 04.06.2008
5. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения
в средней школе
Сайт http://www.vako.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий