Областная специализированная школа
№8 для одаренных детей
Тематический
урок русского языка в 6 классе
«Притяжательные
местоимения. «Об одном мечтают мамы – о любви своих детей»
Утешевой
К.И., учителя русского языка и литературы 1 категории ОСШОД №8
г.Уральск
- 2014
Тематический
урок в 6 классе.
«Притяжательные
местоимения. «Об одном мечтают мамы – о любви своих детей». учителя русского
языка и литературы 1 категории ОСШОД №8 Утешевой К.И.
Цель:
1)
научить учащихся употреблять притяжательные местоимения в речи;
2) развивать навыки правильного использования их на практике;
3) воспитывать у учащихся чувства нежности, бережного отношения к маме,
уважение русскому языку;
2) развивать навыки правильного использования их на практике;
3) воспитывать у учащихся чувства нежности, бережного отношения к маме,
уважение русскому языку;
Оборудование:
репродукции картин, интерактивная доска, высказывания о маме,
фотографии, портрет П.И. Чайковского, произведения П.П. Чайковского.
фотографии, портрет П.И. Чайковского, произведения П.П. Чайковского.
Эпиграф:
Я вас прошу: и нынче, и всегда
Вы матерей своих жалейте
милых.
Р. Гамзатов
(на интерактивной доске)
Ход
урока
I.
Проверка домашнего задания.
Цель: закрепление темы «Отрицательные местоимения»
1.
Работа в группах.
·
1 группа. Прочитайте предложения, где в
отрицательных местоимениях пишется приставка не-. Объясните, почему?
·
2 группа. Прочитайте предложения, где в
отрицательных местоимениях пишется приставка не-. Объясните, почему?
·
3 группа. Прочитайте предложение, в котором
отрицательное местоимение с не
пишется раздельно. Объясните, почему?
2.
Выборочный диктант с самопроверкой (
правильный вариант на интерактивной
доске показать после диктанта).
доске показать после диктанта).
Слитно
раздельно
Не
у кого, никого, никем, ни от кого,
некем, не с кем, нечего, нечто, ни для чего,
ни перед кем, ни за что, не за кем, ни к чему.
ни перед кем, ни за что, не за кем, ни к чему.
II.
Актуализация.
1.
Спишите эпиграф к уроку:
Я
вас прошу: и нынче, и всегда
Вы
матерей своих жалейте милых.
2.
Беседа по вопросам
-
Какова основная мысль этого предложения?
-
Почему в предложении стоит запятая?
-
Назовите части речи в этом предложении?
-
Укажите разряд местоимений.
-
Что обозначает слово своих? На какой вопрос оно отвечает?
-
На какие прилагательные оно похоже?
Ребята,
в русском языке есть не только притяжательные прилагательные, но и
притяжательные местоимения. Мы познакомимся с тем, как они изменяются, узнаем
об их синтаксической роли, будем учиться использовать их в своей речи.
притяжательные местоимения. Мы познакомимся с тем, как они изменяются, узнаем
об их синтаксической роли, будем учиться использовать их в своей речи.
III.
Изучение н/м.
1.
Словарная работа.
-
Разберите по составу слово притяжательные
-
Каково значение приставки?
-Подберите
однокоренные слова к нему (притягательность, притяжение, тяга, притягательно
и др.)
и др.)
-
Каково основное лексическое значение этих слов? (влекущий к себе, тяготеющий).
-
Дайте определение притяжательным местоимениям, исходя из их названия.
Запишите
тему урока: «Притяжательные местоимения».
Урок
у нас тематический «Об одном мечтают мамы- о любви своих детей», т.к. в основном
на уроке используем предложения, тексты о мамах.
на уроке используем предложения, тексты о мамах.
Учитель: Ребята, по ходу
изучения темы будем заполнять таблицу
«Притяжательные местоимения». ( Таблица на вспомогательной доске)
1_________свой
2._________твой
3._________мой
4,_________наш
5._________ваш
«Притяжательные местоимения». ( Таблица на вспомогательной доске)
1_________свой
2._________твой
3._________мой
4,_________наш
5._________ваш
2.
Работа с учебником. Чтение правила § 61,
с 200.
- Сверьте ваше определение: что такое притяжательные местоимения
с определением учебника
с определением учебника
-Сформулируйте
вопросы к пунктам 2 и 3 §61
Как изменяются притяжательные местоимения?
Какова синтаксическая роль притяжательных местоимений?
Как изменяются притяжательные местоимения?
Какова синтаксическая роль притяжательных местоимений?
3. Анализ текста.
(Текст
на интерактивной доске)
Ты проснулся …
Нет, тебя разбудила твоя мама.
Ты съел завтрак, приготовленный твоей мамой, надел одежду, постиранную твоей мамой.
А сколько бессонных ночей провела у твоей постели мама, когда ты заболел?
Помнишь ли ты об этом?
Все сделает для тебя мама: пожалеет, приласкает, поймет и простит.
Ты проснулся …
Нет, тебя разбудила твоя мама.
Ты съел завтрак, приготовленный твоей мамой, надел одежду, постиранную твоей мамой.
А сколько бессонных ночей провела у твоей постели мама, когда ты заболел?
Помнишь ли ты об этом?
Все сделает для тебя мама: пожалеет, приласкает, поймет и простит.
-
О чем этот текст? (О маминой заботе)
-
Определите разряд и синтаксическую роль местоимений.
-
Выпишите словосочетания в левый столбик:
прил.+ сущ., в правый столбик -
притяж. притяж. мест.+ сущ.
притяж. притяж. мест.+ сущ.
-
Сравните, как изменяются прилагательные и притяжательные местоимения.
маминой
заботой(ж.р., ед.ч., тв. п.) твоей
мамой(ж.р., ед.ч., тв.п.)
бессонных
ночей(ж.р., мн. ч., род. п.) у
твоей постели(ж.р., ед. ч., род. п.)
у
ваших постелей
- Объяснить орфограммы в слове бессонных
4.
Сопоставление.
·
Устно и выборочно письменно упр.811
-
Определите, в каких предложениях
1.
личные местоимения
2.
притяжательные.
-
Запишите
§ 1вариант:
предложения с личными местоимениями;
§ 2
вариант; предложения с притяжательными местоимениями.
·
Зрительный диктант.
-
Спишите предложения и сравните синтаксическую роль местоимений его, их
Мы
уважаем его.
Мы
уважаем его маму.
Пригласить
решили их в гости.
Пригласить
решили их маму в гости.
Обратите внимание: ИХ маму, не ихнюю!
Обратите внимание: ИХ маму, не ихнюю!
IV. Закрепление.
1.
Устно упр.809.( подготовка к домашнему
заданию)
-
Найти притяжательные местоимения.
2.Поэтическая пятиминутка. Чтение
учеником стихотворения Н. Рыленкова «Я помню руки матери моей».
·
Перед прослушиванием предложить задания:
- Почему поэт помнит руки матери?
- Назовите притяжательные
местоимения.
3.
Синтаксический разбор предложения из
стихотворения.
Я
помню руки
матери моей. (Повеств., невоскл.,
прост., двусост., распр., ничем не осл.)
Схема предложения. Указать части речи.
Схема предложения. Указать части речи.
3.
Творческая работа в группах.
Задача:
сотрудничать, уважая мнение одноклассника, помогая друг другу прийти к успеху.
Как
работать:
-
выберите лидера группы;
-прочитайте
задание, обсудите, выслушайте друг друга, аргументируйте свой ответ,
придите к единому правильному решению;
придите к единому правильному решению;
-
выберите тех, кто будет отвечать (записать предложение на доске, подчеркнуть
местоимения, объяснить орфограммы, пунктограммы)
(Во
время выполнения задания тихо звучит музыка П.И. Чайковского).
·
1
группа Восстановите, запишите деформированный текст и вы
узнаете о чувствах к своей маме П.И.Чайковского.
П.И.
Чайковский, руки, своей, помнил, добрые, нежные, до, матери, голос, седых,
красивый, волос, ее, мягкий, и. П.И. Чайковский до седых волос помнил добрые, нежные
руки матери своей, ее красивый и мягкий голос.
красивый, волос, ее, мягкий, и. П.И. Чайковский до седых волос помнил добрые, нежные
руки матери своей, ее красивый и мягкий голос.
-
В предложении подчеркните притяжательные местоимения.
·
2
группа Прочитайте, вместо точек впишите нужные
прилагательные и вы узнаете, что писал о своей маме замечательный писатель Ю.Яковлев.
Я
запомнил свою мать седой и усталой, а говорят, она была красивой. До сих пор
слышу ее ………… голос, …… шаги, ощущаю …. прик…сновение рук, …. Тепло платья на
ее плече. Я никогда не называл свою мать – матерью, мамой. У меня для нее было
другое слово – мамочка.
Слова для справок:
(не) торопливый, бережный, (не) громкий, шершавый.
-
Запишите в тетрадь только 2-е предложение, подчеркните притяжательные
местоимения.
До сих пор слышу ее негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю шершавое
прикосновение рук, бережное тепло платья на ее плече.
До сих пор слышу ее негромкий голос, неторопливые шаги, ощущаю шершавое
прикосновение рук, бережное тепло платья на ее плече.
Вывод: (формулируют
учащиеся) Притяжательные местоимения помогают очень красиво,
тепло сказать о наших мамах. Местоимения подчеркивают притягательность нежности
наших мам.
тепло сказать о наших мамах. Местоимения подчеркивают притягательность нежности
наших мам.
Учитель:
Конечно, никто вас так нежно не любит, как ваши мамы!
Я уверена, что у каждого из вас
есть любимое стихотворение о маме.
Прочитайте, пожалуйста.
Прочитайте, пожалуйста.
Чтение
стихотворений на нескольких языках. (задание дано заранее)
V.
Итог урока.
Чтение записанных в таблице притяжательных местоимений.
Чтение записанных в таблице притяжательных местоимений.
·
Мини
– тест.
1. Притяжательные
местоимения
а)
указывают на признаки предмета по его принадлежности
в)
указывают на отсутствие предметов, признаков, количества.
с)
обозначают признак предмета по его принадлежности.
д)
указывают на неопределенные предметы, признаки, количества.
е)
указывают на того, о ком говорят.
2. Определить строку с
притяжательными местоимениями
а)
никто, никакой мой
в)
ваш, наш, его, кто
с)
сколько, себя, никакой
д)
мой, твой, свой, вам
е)
мой, твой, их, себя.
3. Укажите предложения с
притяжательными местоимениями.
а)
Его никто не заметил, никто не удерживал.
в)
У его дома растет белоствольная береза.
с)
Не обошли и их вниманием.
д)
Наша мама всегда готова всем помочь в трудную минуту.
е)
Мы часто бываем у них.
·
Взаимопроверка
(правильный вариант на интерактивной доске)
VI.
Поурочный балл.
VII.
Д/з
1.§61
2.Задания
на выбор
-
упр.809
- написать сочинение – миниатюру «Моя мама»
(использовать местоимения)
Рефлексия
-
Что на уроке понравилось?
-
Урок был интересным?
-
Я хорошо понял(а) тему урока!
-
Я не понял (а) тему урока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий