Опрос
как один из важнейших элементов структуры урока.
Утешева К.И.,учитель русского языка и литературы 1
категории
Областная специализированная школа для одаренных
детей №8,
город Уральск.
Русский
язык относится к числу наиболее трудных учебных предметов, поэтому естественно
стремление словесников искать новые эффективные приемы, средства и формы не
только обучения и контроля, но и видов опроса.
Создание
системы эффективных форм и видов ежедневного опроса уч-ся способствует выявлению уровня обученности
школьников на каждом уроке, помогает успешной организации дифференцированного
опроса, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки
школьников. Контроль знаний может быть итоговым и текущим. При текущем контроле
используются разнообразные формы опроса:
индивидуальный, коллективный, фронтальный, уплотненный и другие, виды опроса: устный и его варианты,
письменные работы (работа по карточкам, тесты и другие)
В
классификации методов обучения И.Я.Лернера основными являются те методы, которые
способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.
Этому
способствуют не только методы обучения, но и такие приемы опроса, как сравнение
каких-либо грамматических понятий, задания поискового характера, создания
проблемных ситуаций. Проблемная ситуация,
как указывают И.Я.Лернер и М.Н. Скаткин, «…это ситуация, вызывающая у учащихся
осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать»
Разрешая проблемные ситуации,
ребята учатся применять знания и навыки в новой ситуации, на практике. Это
способствует прочности и осознанности знаний учащихся.
В
деятельности учителя сравнение - это прием обучения, который используется для
того, чтобы предупредить смешение сходных, но не тождественных понятий, научить
школьников видеть изучаемые явления в многообразии связей с другими явлениями и
понятиями. Этот прием я использую на всех этапах урока, особенно при устном
опросе. Создание монологического высказывания сравнительного характера
затрудняет учащихся любого возраста. На уроках
русского языка также необходимо научить школьников сравнивать и строить
тексты сравнительного характера.
В
устном ответе по русскому языку должны быть три обязательные части: теория,
примеры и объяснение этих примеров, что играет важную роль при параллельном
сравнении. Например, после изучения темы «Синтаксис» предлагаю подготовить
устный ответ параллельного сравнения на следующие темы:
-
Чем различаются простые и сложные предложения?
-
Чем различаются повествовательные и побудительные предложения?»
-
Чем подлежащее отличается от дополнения?»
-
Чем различаются дополнение и обстоятельство?»
Ответы готовятся по схеме: т. – теория, п. –
примеры, о. – объяснение.
Что мы сравниваем
|
В
начале урока провожу «Логические минутки», включающие в себя различные
упражнения для развития мышления. Например:
1.По
какому признаку предложения делятся на:
а)
распространенные и нераспространенные?
б)
односоставные и двусоставные?
в)
сложносочиненные и сложноподчиненные?
2.Можно
ли сравнивать следующие лингвистические понятия? Если можно, то почему?
а)
Обращение и подлежащее (можно: у них есть основание для сравнения:
значение,
способы выражения, интонационный рисунок).
б)
Суффикс и приставка (суффикс и приставку можно сравнить по наличию оснований
для сравнения: значимый характер, положение и роль в слове).
Эффективным
является и такой вид контроля:
на
доске под рубриками «Почему?» или «Сравни!» написаны слова:
Почему? Сравни!
Горшочек
- карандашик разбросать
- расписать
Листочек
- шалашик вздрогнуть
- вспыхнуть
Росточек
- ножик вознаградить - воскликнуть
Ученики
должны выяснить:
-
к чему относится вопрос Почему?
-
ответить на него
-
объяснить правописание.
Под
рубрикой «Сравни!» они также должны
определить, что сравнить, затем,
применяя правило, объяснить орфограммы.
Проверку
знаний данных правил можно провести и письменно в группах: списать данные слова
в тетрадь, графически обозначить орфограмму и привести свои примеры
Такие
виды контроля знаний помогают в работе по культуре устного ответа не только на
уроках русского языка, но и на других уроках. На уроках литературы предлагаю
сравнительные характеристики героев. Например: «Гринев и Швабрин», «Черты
сходства и различия в образах …», сопоставительный анализ стихотворений.
У
учащихся формируется умение говорить развернуто, доказательно. В процессе такой
работы у школьников закладывается внимательное отношение к своей речи.
Обсуждение
эпизода « В доме на Каретной» по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
провожу по опорной схеме. Действующие лица сцены. 2 часть схемы заполняется в
ходе работы.
-
Сравните, как изображен Самсон Вырин и как остальные.
Дуня
|
Минский
|
Самсон
Вырин
|
С
нежностью смотрела на Минского
Подняла
голову и с криком упала
|
Сидел
в задумчивости;
Испуганный
кинулся к ней;
дрожа
от гнева, подошел к нему;
вытолкнул на лестницу
|
Бедный
смотритель! Никогда дочь ему не казалась столь прекрасною; он любовался
поневоле
|
Методом
сравнения учащиеся должны увидеть, еще раз убедиться в том, как несчастен был
смотритель, этот добрый человек, любящий свою дочь, проникнуться к нему
чувством сострадания.
Большую
помощь учителю может оказать выполнение заданий по карточкам при организации
индивидуальной, групповой форм
работы. Очень помогает в работе
со слабыми учениками. Приведу примеры её использования.
1) Расставьте карточки с именами существительными в
три столбика:
мужской род женский род средний род
картофель молодежь
впечатление
путь мышь повидло
рельс простыня
полотенце
рояль фамилия яблоко
шампунь
2)
На интерактивной доске заголовок «Разряды прилагательных».
Ученик
должен распределить слова по разрядам. Например:
Качественные Относительные Притяжательные 1.красивый
2. деревя…ый
3. лисий
4. стальной
5. чес…ный
6. песоч?ный
7. папин
Можно расставить карточки с именами прилагательными по
разрядам, в некоторые слова вставить пропущенные буквы.
3) Расставьте
карточки с данными словами в три колонки:
1)
Съел,
взял, стол, ярость, уголь, яма, прием, поверьте, мальчик, рельс, брошь, просьба.
а) слова,
в которых букв больше, чем звуков;
б)
слова, в которых звуков больше, чем букв;
в)
слов, в которых букв столько же, чем букв.
4) Распределите
слова в две колонки:
- Сад,
вокзал, просьба, молотьба, вниз, коробка, переводчик.
а)
слова, в которых происходит оглушение согласных;
б)
слова, в которых происходит озвончение согласных и т.д.
Использование возможностей интерактивной доски
для выполнения данного задания повышает качество выполнения.
Таким
образом, использование карточек для выявления
знаний учащихся наряду с традиционными методами опроса позволяет применять
разнообразные методические приемы, повышает эффективность опроса, экономит
время на уроке, улучшает качество знаний учащихся и развивает интерес к
изучению русского языка.
Игровые моменты могут возникать практически на
каждом этапе во время лексической работы, разбора, объяснения орфограмм.
Задания для турниров (синтаксических, морфологических ) могут готовиться детьми
дома.
Нестандартные
ситуации очень близки деловым играм, которые развивают у ребят умение
чувствовать тонкость русского языка. Многие учителя считают, что игра дает
возможность учителю избежать дублирования заданий.
Игра, направленная на
проверку знаний о самостоятельных и служебных частях речи, развивает одновременно литературную
интуицию, память, воображение.
Например, можно
провести игру, используя литературное произведение. Я называю часть речи, а учащиеся за определенный промежуток
времени записывают по памяти как можно больше слов этой части речи из названного
литературного произведения, сказки, стихотворения. Такая игра способствует
накоплению словарного запаса школьников, а их внутренняя раскрепощенность
поможет раскрытию способностей каждого. (Перечитать литературное произведение –
задание даю заранее).
Для
письменного коллективного опроса целесообразна игра «Эстафета» при повторении
темы «Чередующиеся гласные в корне слова»
I
ряд записывает слова с корнем -раст- (-рос-)
II ряд записывает слова с корнем -лаг-
(-лож-)
III
ряд записывает слова с корнем -кас- (-кос-)
Передавая
друг другу листочек, где учащиеся записывают по одному примеру на предложенное
правило и, графически обозначая, формулируют правила правописания корней с
чередованием. На следующем уроке сами ребята проводят словарные диктанты с
сигнальными карточками. В 7-ом классе такую работу провожу при изучении темы
«Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени». Задание
ребята выполняют по вариантам.
1 вариант записывает причастия с суффиксами –ущ-, -ющ-
2 вариант записывает причастия с суффиксами –ащ-, -ящ-
«Эстафета» как вид
опроса предполагает умение работать в коллективе, проявляя качества
взаимовыручки, взаимопомощи наряду с духом соревнования.
Следующим
видом опроса являются тестовые задания, которые уместны на обобщающих уроках и
при закреплении. Но ещё более важная роль тестового опроса заключается в том,
что он позволяет дифференцировать работу, дает возможность повысить качество
знаний учащихся по данной теме.
Индивидуальным
раздаточным материалом служат тестовые задания с последующей самопроверкой.
Получив карточку, ученик выполняет задание, после чего следует самопроверка: в
специальном конверте лежит листок с правильным ответом. Члены предложения
закодированы (код учащимся известен):
1- подлежащее
2-
сказуемое
3-
определение
4-
дополнение
5-
обстоятельство
Выполняя
задание, ученики пишут код ответа карандашом прямо на карточке, затем они
сравнивают свои ответы с ключом и оценивают свои работы. Ключи к тестам
выступают в качестве средства управления, облегчая формирование самоконтроля.
Приведу
примеры карточек и ответов.
1) Определите, какими членами
предложения являются однородные члены:
а)
Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шевелился.
б)
Явственно и глухо проворчал гром.
в)
Сверху его придавили земля и снег.
г)
Крепкие, красные, боровые росли грибы в зеленой траве.
Ответ:
а2, б5, В1, г3
2)
Подумайте, правильно ли подчеркнул члены предложений ученик. Как нужно
исправить?
а)
Пик проснулся у себя в норке.
б)
Петух воротничок распустил, желтые крылья развел,
в)
Гончий пес
улегся на
террасе и задремал.
г)
За долиной снова начинался луг.
Ответ:
а3, б5 Ключ: правильно
а4, б4
3)
Какими частями речи выражены однородные члены:
а)
Взошло солнце, пригрело горшочек.
б)
Из угла осторожно, потихоньку вышла маленькая мышь.
в)
Я сыграл мышке все песенки, танцы и марши.
Ответ:
а) глагол, б) наречие, в) существительное.
Изучив
тему «Словосочетание», предлагаю тесты:
I.
Найти словосочетания.
а)
сущ. + прилаг.
1.служил
на Кавказе;
2.любимого
сынка;
3.простился
с товарищами;
4.пустил
лошадь
5.выхватил
шашку.
б)
сущ. + сущ.
1.окружили
Жилина;
2.густых
елок;
3.примечать
дорогу;
4.
смеркается быстро;
5.
на берегу реки.
Ответы:
I2, II5.
II.
Найти ошибки.
Ученик выполнил
задание: выписал словосочетания из предложений и допустил ошибки. Найдите эти
ошибки.
Всю ночь возился с
ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец возле нее каким-то радостным и
тихим сном. (И.С. Тургенев «Муму»).
1.
всю ночь.
2.
возился с ней.
3.с
ней
4.заснул
возле нее
5.радостным
сном
6.укладывал
ее
7.
тихим сном
8.возле
нее
9.он
обтирал.
Тестовые
задания составляют и сами ученики, что очень способствует прочным знаниям.
Тесты
на соответствие помогают рационально использовать время на уроках русского
языка и литературы.
В
8-м классе при закреплении темы «Способы связи слов в словосочетании» предлагаю
тест на соответствие:
красивая
роща управление
песня
о Родине примыкание
аккуратно
сложить
согласование
Можно
предложить индивидуальное задание: составить тест по аналогии.
Рациональная
организация учебной деятельности предполагает дифференцированный подход к
учащимся. Необходимость дифференцированного подхода вытекает из того, что
учащиеся различаются своими задатками, типами памяти, уровнем подготовки,
восприятием окружающего. Изучая оптимальные виды контроля ЗУН, использую метод
разноуровневой дифференциации.
Три
уровня заданий использую при опросе:
I
уровень - репродуктивный.
II
уровень - реконструктивный (по аналогии).
III
уровень - творческий (продвинутый).
На
каждом этапе обучения нужно предоставлять всем ученикам класса равные
возможности, давать всем им одинаково обязательные задания. Задания даются в
порядке возрастания трудности, и пусть каждый ученик достигнет доступного ему
сегодня уровня.
При
выполнении разноуровневых заданий нужно исходить из следующего:
-
каждому ученику должен быть представлен выбор уровня сложности;
-
ученик должен понимать, что даже при отличном выполнении задания уровня «3» он
может рассчитывать только на «3»;
- если ученик не
справился с заданием своего уровня (даже если это уровень «5»), то его работа
должна быть оценена на «2» (что, возможно, жестоко, но зато приучает ребенка
нести ответственность за свой выбор).
- нельзя допускать
списывания, поэтому после того, как дети определили уровень сложности,
рекомендуется рассадить их по уровням (если вариант задания только один) или
раздать варианты таким образом, чтобы не было возможности списать;
- задания разного
уровня лучше всего пометить значками или треугольниками разного цвета, я
обозначаю звездочками*, **, ***.
Например:
задание к упражнению в учебнике 5 класса
- примените правило о проверяемых согласных в
корне слова к данным словам, запишите их.
*** Ло...ка, кро...ь, ре...кий, голу...ь,
моло...ьба. ре...ьба, ло...ка, ка..., бе..., ко...ьба, гры...ть, и...ти,
сколь...кий, пол...ти.
Данное
задание упражнения я дифференцирую по уровню способностей учащихся, т.е.
разбиваю предложенные слова на три карточки
*
Узкий, дорожка, варежка, просьба, сапожки, меткий, рад.
**
У(з,с)кий, доро(ш,ж)ка, варе(ш,ж)кА, про(з,с)ьба, сапо(ш,ж)ки, ме(д,т)кий,
ра(т,д)
Учащимся,
не освоившим даже уровень «3», нужно предложить тренировочную карточку,
содержащую не только задание, но и правило («карточку лентяя»).
Карточка
лентяя по теме
«Правописание падежных окончаний существительных»
Выйти
к опушк... (I скл.)
приближаться
к цел... (3 скл.)
по
знакомой местност... (3 скл.)
идти
по карт ... (1 скл.)
на
листьях сирен ... (3 скл.)
у
края рощ...(1 скл.)
идти
по лестиниц...( 1 скл.)
спектакль
в театр...(2 скл.)
в
юност...(3 скл.)
вернуться
к ноч...(3 скл.)
отдыхать
в лагер ... (2 скл.)
Падежи 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Р. –и (-ы) - -и
Д. –е - -и
П. –е -е -и
Работа с разноуровневыми заданиями не должна
быть стихийной или разовой, к ней нужно заранее готовиться, но, самое главное,
ее результаты нужно обязательно анализировать. Для этого некоторые учителя
предлагают завести на каждого ученика
один файл, в котором будут храниться все его работы, в течение года
заполняется контрольный листок.
Дата
|
||
Вариант
№
|
||
Уровень
|
Оценка
|
|
ТЕМА
|
||
Непроизносимые
согласные
|
||
Корни
с чередованием
|
Например,
изучая тему «Словообразование», предлагаю 3 уровня заданий
к упражнению 348 с.111, 5 кл.
*
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните корень.
**
Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Составьте словосочетания с глаголами.
*** Запишите слова в два
столбика, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму. Допишите свои
примеры,
1
с буквой а в корне
2 с буквой о в корне
В 8 классе после изучения темы «Безличные
предложения» предлагаю разноуровневые задания по технологии трехмерной
методической системы обучения Ж.А. Караева.
1-й
уровень.
1)
В безличных предложениях обозначьте сказуемое, укажите, чем оно выражено,
определите значения предложений по
таблице в учебнике.
Днем
греет солнце, а ночью подмороз…т, стан…т чисто, светло. Нет неподвижности в
языке. Нельзя жить только сегодняшним днем, ибо оно чаще всего (не)законченное
вчерашнее. Молнии не было видно. Мне нестерпимо жаль старика. В избушке пахло
медом. Тепло в уютной кибитке. Клонит ко сну. Звездам было тесно на небе. Они
(не)терпеливо бросались (в)низ и сгорели в пути.
2)
Выпишите из упражнения 210 7 безличных
предложений.
3)
В предложениях упражнения 201 определите
тип сказуемого. Какое значение выражается в предложении: необходимость,
желательность, требование. Укажите лицо, к которому относится действие. Чем оно
выражено?
2
уровень.
1)
Прочитайте, укажите в каждом предложении грамматическую основу. Переделайте
данные предложения в безличные и запишите их во второй столбик.
Образец: Сегодня я не
работал.
Сегодня мне не работалось.
Я не хочу расставаться со своей
мечтой. Сегодня отец опять не спал. Я не верю
в сказки. Она была нездорова. Сегодня Лена больше не гуляла. Дома я не
сижу. Из-за плохой погоды он не пишет.
2) Составьте
предложения по образцу.
А) Я скучаю. – Мне скучно.
Б) Мне поручили написать заметку.
– Мне поручено было написать заметку.
В) Вода залила котлован. – Водой
залило котлован.
Г) Катер стремительно несся к
берегу. – Катер стремительно несло к берегу.
3-й
уровень.
1)
Составьте предложения с глаголами хочется, нездоровится, верится. Почему
эти глаголы называются безличными?
2)
Запишите 3 безличных предложения со
значением невозможности совершения действия, желательности, приказа.
Сформированность
умений и навыков можно проверить в результате выполнения домашнего задания. Оно
тоже дифференцированно: те, кто получил оценку
«5»
- творческая работа;
«4»
- составляют словарный диктант, но не из тех слов, в которых они допустили
ошибку, а из слов с теми же орфограммами;
«3»
- составляют предложения с теми словами, где ими допущена ошибка;
«2»
- диктант из словосочетаний, включить слова, где допущена ошибка.
Систематически предлагая учащимся
разноуровневые задания, мы постепенно подводим их к осознанному восприятию
четвертной и годовой оценок, что немаловажно (ребенок должен постепенно
привыкать к своей итоговой оценке, она не должна быть следствием случая). Такая
работа помогает вести мониторинговый учет знаний.
Выполнение разноуровневых заданий предполагает
использование алгоритмов. При изучении тем ученики на конкурсной основе
составляют алгоритмы. Например:
Алгоритм
на тему: «Правописание пре- и при-».
1.
Выдели приставку.
2. Какое значение она
имеет?
Присоединение
Приближение =очень
Близость =пере-
Неполное действие
Пиши при- пиши
пре-
Не подходит не под одно из
указанных значений
Справка
по словарю
Составляя
алгоритмы, ребята учатся формулировать и переформулировать первичные выводы,
оформлять результаты простейших обобщений в виде схемы, плана, модели, формулы,
таблицы.
Урок
литературы учит различным путям освоения искусства слова, учит разбираться в
людях, ситуациях, своих и чужих мыслях и чувствах, учит передавать в слове свои
мысли и чувства. Урок литературы более других всех уроков учит читать,
формирует технику чтения, потому что без умения не только точно воспроизвести
текст, но и передать мысли и чувства автора читатель, конечно, не сможет.
Многие
методисты справедливо считают, что чтение - главное орудие школы, которым она
должна действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих
учеников. В.А. Сухомлинский главную причину слабых знаний учащихся видел прежде
всего в неумении активно наблюдать и читать.
Проверку
знания текста провожу в любой форме (викторина, тест, игра, позволяющей
проверить знание деталей и внимательность.) Например, провожу устный опрос по
рассказу А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
1)
Где встретились толстый и тонкий?
2)
Как звали тонкого?
3)
Чем пахло от толстого?
4)
Где учились вместе толстый и тонкий?
5)
Кем был переведен тонкий?
6)
До какого чина дослужился толстый?
Знание
текста Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» проверяется письменно следующим видом
тестирования. Значок +, если ответ, предложенный учителем, ребята считают
правильным, значок -, если считают неправильным.
1.
(+) В повести 12 глав.
2.
(-) Тарас с сыновьями уехал в Варшаву
3.
(+) Гоголь называет Сечь «странной республикой»
4.
(-) Красота панночки пленила Остапа
5.
(-) Андрий погибает, защищая свою землю
6.
(-) Запорожцы борются против русского царя
7.
(-) Речь о товариществе произносит Остап и так далее 10 тезисов.
Оценивается
«5» - все ответы правильные
«4» - 1-2
ошибки
«3» - 3-4
ошибки.
Стремление
интенсифицировать учебный процесс, усовершенствовать систему опроса, шире
использовать элементы занимательности, добиваться сознательного усвоения
изучаемого материала, повышения грамотности, усиления воспитательной
результативности урока и внеклассных занятий - вот главные направления,
характерные для творческого поиска учителей - словесников.
Научить
детей понимать грамотный строй языка, писать без ошибок, красиво и логично
говорить, умно и по-доброму мыслить - желаемые результаты.
Утешева
Камария Имашевна,
учитель
русского языка и литературы 1 категории ОСШОД№8
090000
ЗКО,
город Уральск, ул. Циолковского, д.16/1,кв. 44
д/т
8(7112)235378
р/т
8(7112)239020
эл.
почта: utesheva_kamariya@mail.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий