В данной работе предоставлен широкий выбор заданий для практических работ на уроках географии в 6 классе.
Используя компас определите направление, азимут и определите расстояние в шагах и в метрах до объектов, указанных учителем.
Изобразите условные знаки следующих объектов:
Вариант 1.
Луг, колодец, отдельно стоящая ель, автомобильный мост, болото, железнодорожная станция, смешанный лес, огород, завод с трубой, паром на реке.
Вариант 2.
Кустарник, родник, домик лесника, отдельно стоящая берёза, железнодорожный мост, овраг, силосная башня, хвойный лес, автомобильное шоссе, пристань на реке, тропа.
Для каждой из горных пород, предложенных учителем, определите свойства, перечисленные ниже, и впишите их в таблицу 1.
Цвет; цвет черты на матовой стороне фарфоровой пластинки; сложение (плотная, пузырчатая, пористая, рыхлая, сыпучая); масса (тяжелая или легкая); твердость (очень мягкая – царапается ногтем; мягкая — не царапается ногтем, не царапает стекло; твердая — царапает стекло); растворимость в воде; растворимость в кислоте (шипит, если капнуть на породу кислотой); наличие следов органического вещества.
Определите горные породы по их свойствам с помощью определителя и впишите
название каждой из них в таблицу 1.
Например:
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС (ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА)
Практическая
работа № 1 «Анализ источников
географической информации».
№.2
«Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».
Ход
работы:
Используя учебник «География. Природа и люди» 6
класс. (§3, стр.
17, 18), составьте схему «источники географической информации».
№
п/п
|
Источники географической информации
|
Полученная информация и ее значение
|
1.
|
||
2.
|
||
3.
|
||
4.
|
||
5.
|
||
6.
|
||
И
т.д.
|
Практическая
работа № 3 «Подготовка сообщения «Земля во Вселенной».
Ход работы:
Составить сообщение о Земле по следующему плану:
1.
Земля одна из планет Солнечной системы.
2.
Солнце – источник тепла и жизни на Земле.
3.
Уникальные условия жизни на Земле.
4.
Форма и размеры Земли.
5.
Движение земли вокруг своей оси. (значение)
6.
Движение Земли вокруг Солнца. (значение)
7.
Распределение тепла и света на Земле.
8.
Основные линии и точки на земле.
Практическая
работа № 4 . «Обозначение на к/к материков и океанов».
Ход
работы:
Используя текст учебника
и карты атласа, на контурной карте чёрным цветом подпишите названия материков,
укажите их площадь и подпишите имена их первооткрывателей, а синим цветом -
названия океанов.
Практическая
работа № 5 «Составление схемы «Тепловые пояса Земли»
Ход
работы:
Задание 1
На
контурной карте полушарий:
1)
обозначьте красным цветом - экватор, оранжевым цветом -
Северный и Южный тропики, синим цветом -
Северный полярный и Южный полярный круги;
2)
Закрасьте жёлтым цветом жаркий тепловой
пояс, зелёным цветом - умеренные тепловые пояса,
а голубым цветом - холодные тепловые пояса
и подпишите названия тепловых поясов;
3)
Подпишите красным цветом материки, большая
часть которых расположена в пределах
жаркого теплового пояса, а чёрным цветом -
расположенных преимущественно в умеренном тепловом
поясе, а синим - в холодном тепловом поясе;
4) Красным
цветом подчеркните самый жаркий материк
Земли, а синим цветом - самый холодный.
Задание 2
Ответьте
на вопросы:
1. Почему на Земле происходит смена времен года?
2. Почему солнечное тепло и свет по поверхности Земли распределяются неравномерно?
3. Чем примечательны дни весеннего и осеннего равноденствия?
1. Почему на Земле происходит смена времен года?
2. Почему солнечное тепло и свет по поверхности Земли распределяются неравномерно?
3. Чем примечательны дни весеннего и осеннего равноденствия?
Практическая
работа № 6 «Ориентирование на местности при помощи компаса.
Определение азимута».
Ход работы:Используя компас определите направление, азимут и определите расстояние в шагах и в метрах до объектов, указанных учителем.
Практическая
работа № 7 «Топографический диктант»
Ход работы:Изобразите условные знаки следующих объектов:
Вариант 1.
Луг, колодец, отдельно стоящая ель, автомобильный мост, болото, железнодорожная станция, смешанный лес, огород, завод с трубой, паром на реке.
Вариант 2.
Кустарник, родник, домик лесника, отдельно стоящая берёза, железнодорожный мост, овраг, силосная башня, хвойный лес, автомобильное шоссе, пристань на реке, тропа.
Практическая
работа № 8 «Ориентирование по плану города».
Практическая
работа № 9 «Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков».
Ход работы:
1. Определить
по космическим снимкам материки.
2.
Рассмотреть аэрофотоснимок.
Описать,
что видно на аэрофотоснимке. Чем аэрофотоснимок отличается от карты и плана?
Практическая
работа № 10 «Определение по карте и глобусу с помощью приборов
географических координат, расстояний и направлений
Ход
работы:
Используя физическую карту полушарий, заполните таблицу:
Географический объект
|
Расстояние от Москвы
|
Направление от Москвы
|
Географические координаты
|
г. Мак-Кинли
|
|||
Дели
|
|||
Буэнос-Айрес
|
|||
вдп. Виктория
|
|||
Санкт-Петербург
|
|||
51о с.ш. и 31о в.д.
|
|||
1о ю.ш. и 78о з.д.
|
Практическая
работа № 11, 12 «Нахождение на политической карте крупнейших государств
мира и их столиц. Определение по карте ареалов распространения основных рас,
народов, языков.»
Ход работы:
- Используя
политическую карту атласа и диаграммы 1 и 2,
в контурных картах на политической
карте полушарий красным цветом обозначьте
границы, чёрным цветом подпишите названия
крупнейших стран мира по площади
территории и численности населения и
подпишите их столицы.
Диаграмма
1.
Крупнейшие страны мира по площади территории.
(млн. км2).
|
Диаграмма 2. Крупнейшие страны
мира по численности населения.
(млн. человек).
Красным
цветом подчеркните названия стран - лидеров по
площади территории, а синим - по численности населения.
Составление и заполнение
классификационной таблицы ”Расы
Земли”.
Ход работы:
Используя текст учебника и дополнительную
литературу, заполните таблицу:
Название расы
|
Характерные признаки
|
Главные регионы проживания
|
||||
Цвет кожи
|
Разрез глаз
|
Ширина губ
|
Ширина носа
|
Цвет и особенности волос
|
||
Европеоидная
|
||||||
Монголоидная
|
||||||
Негроидная
|
||||||
Австралоидная
|
Практическая
работа № 13 «Изучение свойств горных пород и минералов».
Ход работы:
Теперь мы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их
свойства. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших
столахДля каждой из горных пород, предложенных учителем, определите свойства, перечисленные ниже, и впишите их в таблицу 1.
Цвет; цвет черты на матовой стороне фарфоровой пластинки; сложение (плотная, пузырчатая, пористая, рыхлая, сыпучая); масса (тяжелая или легкая); твердость (очень мягкая – царапается ногтем; мягкая — не царапается ногтем, не царапает стекло; твердая — царапает стекло); растворимость в воде; растворимость в кислоте (шипит, если капнуть на породу кислотой); наличие следов органического вещества.
Таблица 1
Горная порода
|
1
|
2
|
3
|
Цвет
|
|||
Сложение
|
|||
Масса
|
|||
Твердость
|
|||
Растворимость
в воде
|
|||
Растворимость
в кислоте
|
|||
Следы
органического вещества
|
|||
Название
горной породы
|
|||
Происхождение
|
ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ГОРНЫХ ПОРОД
Пестрые тяжелые породы, состоящие из плотно
прилегающих друг к другу кристаллов.
·
Порода сероватого, красноватого или зеленоватого цвета,
с вкраплениями кристаллов черного и белого цвета – ГРАНИТ.
·
Порода сероватого или розового цвета, характерно
чередование разноцветных прослоек из разных минералов – ГНЕЙС.
Черные или темно-серые плотные породы, кристаллы
неразличимы на глаз.
·
Тяжелая , твердая порода, иногда с мелкими полостями и пустотами –
БАЗАЛЬТ.
·
Легкая, мягкая порода, оставляет черную или бурую
полосу на матовой стороне фарфоровой пластинке – КАМЕННЫЙ УГОЛЬ.
Пористые породы, состоящие из остатков организмов.
·
Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских
организмов. Растворяется в кислоте –
ИЗВЕСТНЯК.
·
Бурая или черная рыхлая порода, состоящая из не
полностью перегнивших остатков растений – ТОРФ.
Белые прозрачные или светло-серые породы, состоящие из
одного минерала.
·
Бесцветная, прозрачная или слегка окрашенная порода.
Растворима в воде. Соленая на вкус – КАМЕННАЯ СОЛЬ.
·
Белая, розоватая или серая порода со стеклянным
блеском , очень мягкая – ГИПС.
·
Белая. серая
или красноватая порода, состоящая из мелких зернышек минералов, растворима в
кислоте – МРАМОР.
Породы, состоящие из сыпучих или скрепленных между
собой мелких обломков минералов.
·
Сыпучая порода, состоящая из мелких обломков минералов
размером 0,1-2 мм – ПЕСОК.
·
Плотная твердая порода, состоящая из скрепленных между
собой мелких обломков минералов размером
0,1-2 мм – ПЕСЧАНИК.
·
Землистая порода, состоящая из мельчайших частичек
минералов, легко растирается пальцами в порошок. Легко впитывает воду, становясь пластичной –
ГЛИНА.
Классифицируйте рассмотренные горные породы по происхождению (магматическая;
метаморфическая; осадочная: обломочная, химическая, органическая) и
впишите в таблицу 1.Например:
Таблица 2
Горная порода
|
1
|
2
|
3
|
Цвет
|
Сероватая,
красноватая или зеленоватая
|
белая
|
Бурая
(коричневая)
|
Сложение
|
плотная
|
пористая
|
рыхлая
|
Масса
|
тяжелая
|
Средней
тяжести
|
легкая
|
Твердость
|
твердая
|
Средней
твердости
|
хрупкая
|
Растворимость
в воде
|
Не
растворима
|
растворима
|
Не
растворима
|
Растворимость
в кислоте
|
Не
растворима
|
растворима
|
Не
растворима
|
Следы органического
вещества
|
нет
|
Скелеты
мелких морских животных
|
Остатки
растений
|
Название
горной породы
|
гранит
|
известняк
|
торф
|
Происхождение
|
магматическое
|
осадочное
|
осадочное
|
Практическая
работа № 14 «Разработка правил безопасного поведения во время стихийных
бедствий». Творческая.
Ход работы:
На основании полученных знаний, составьте правила безопасного поведения при
землетрясениях.
Практическая
работа № 15 «Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов
размещения землетрясений и вулканов».
Ход
работы:
Используя
карты атласа, на контурной карте
полушарий нанесите простым карандашом
крупнейшие горы и вершины Земли:
1.
Гималаи;
2.
гору Джомолунгму (или Эверест и
обозначьте её высоту);
3.
Тибет;
4.
Тянь-Шань;
5.
Кавказ;
6.
гору Эльбрус (обозначьте её высоту);
7.
Алтай;
8.
вулкан Ключевская Сопка;
9.
Альпы;
10.
Скандинавские горы;
11.
вулкан Килиманджаро;
12.
Кордильеры;
13.
гору Мак-Кинли (обозначьте её высоту горы);
14.
вулкан Орисаба;
15.
Анды;
16.
гору Аконкагуа (обозначьте её высоту);
17.
вулкан Котопахи;
18.
гору Косцюшко;
19.
вулкан Эребус.
Используя карты
атласа, на контурной карте полушарий
нанесите простым карандашом крупнейшие равнины
Земли:
1.
Амазонскую низменность;
2.
Великие равнины;
3.
Великую Китайскую равнину;
4.
Восточно-Европейскую ( Русскую ) равнину;
5.
Западно-Сибирскую равнину;
6.
плоскогорье Декан;
7.
Приволжскую возвышенность;
8.
Прикаспийскую низменность;
9. Среднерусскую возвышенность;
10.
Среднесибирское плоскогорье.
|
Практическая работа № 16, 17 . «Описание по карте гор и равнин по плану. Описание рельефа своей
местности».
Ход
работы:
План
описания гор:
1.
На каком материке и в какой его
части находятся горы;
2.
Общее направление горной системы и её
протяжённость;
3.
Между какими географическим объектами (
равнины, моря, океаны и т.д.) находятся
горы (по сторонам горизонта);
4.
Вид гор по абсолютной высоте;
5.
Крупнейшая вершина и её географические
координаты.
|
План описания равнины:
- На каком
материке и в какой его части
находится равнина;
- Протяжённость
равнины с севера на юг и с
запада на восток;
- Площадь равнины;
- Между какими
географическим объектами ( равнины, горы,
моря, океаны и т.д.) находится равнина
(по сторонам горизонта);
Вид равнины
по абсолютной высоте.
Практическая
работа № 18 «Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в
различных источниках, и написание аннотации к одному из источников информации».
Практическая
работа № 19, 20 «Описание
реки по плану. На примере местной реки установление связи гидросферы с другими
оболочками Земли».
Ход работы:
Используя карты атласа, справочные
материалы и предложенные типовые планы
описания реки, опишите одну из крупнейших
рек мира.
План описания реки:
- Название
реки;
- Положение
реки на материке;
- Местоположение
и географические координаты истока;
- Общее
направление течения;
- Длина
реки;
- Крупнейшие
левые и правые притоки;
- Характер
течения реки;
- Куда
впадает река;
- Вид
устья и его географические координаты;
- Использование
реки человеком.
Вариант
1. Амазонка.
Вариант
2. Нил.
Вариант
3. Миссисипи.
Вариант
4. Волга.
Вариант
5. Дунай.
Вариант
6. Янцзы.
Практическая
работа № 21 «Обозначение
на к/к крупнейших рек и озер мира».
Ход работы:
Внимание: все объекты гидросферы на карте
подписываются синим цветом.
Найдите в атласе и подпишите на контурной карте полушарий
следующие объекты:
- все материки ( чёрным
цветом ) и все океаны ( синим цветом );
- реки: Амазонка, Волга,
Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр,
Хуанхэ, Янцзы;
- водопады: Анхель,
Виктория, Ниагарский.
- озёра: Аральское море,
Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад,
Эйр;
- каналы: Панамский,
Суэцкий.
Практическая
работа № 22 «Наблюдения за погодой.
Составление и анализ календаря погоды»
(
наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением
ветра).
Ход
работы:
В
отдельной тонкой тетради в клетку начертите календарь погоды на текущий месяц и
ежесуточно отмечайте в нём:
- температуру воздуха;
- облачность;
- осадки;
- направление ветра.
Декабрь
Дни
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
tоC
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Облачность
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Осадки
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Направл.ветра
|
Средняя
температура за месяц: _______оС.
|
Оценка: ________
|
В конце
месяца начертите график изменения температуры воздуха и подсчитайте среднюю
температуру воздуха за этот месяц.
Продолжите
ведение календаря погоды в октябре, ноябре, декабре, январе, феврале и в марте.
Условные знаки:
Облачность:
|
Осадки:
|
||
-
ясно;
|
-
дождь;
|
||
-
переменная облачность;
|
-
туман;
|
||
-
пасмурно.
|
-
снег.
|
||
Направление ветра:
|
|||
- северный;
|
-
северо-западный;
|
||
-
южный;
|
-
северо-восточный;
|
||
-
западный;
|
-
юго-западный;
|
||
-
восточный
|
-
юго-восточный.
|
Практическая
работа № 23 «Определение
среднесуточной температуря воздуха на основании показаний термометра».
Ход урока:
1. На основе следующих данных постройте график суточного хода температуры
воздуха 21 марта 2010 года в городе Нижнем Новгороде:
Время ( часы )
|
0
|
2
|
4
|
6
|
8
|
10
|
12
|
14
|
16
|
18
|
20
|
22
|
Температура ( oC )
|
- 1о
|
- 2о
|
- 2о
|
- 1о
|
0о
|
+1о
|
+3о
|
+7о
|
+4о
|
+2о
|
+1о
|
0о
|
2.
Какая температура была в 11 часов ?
3.
В какое время наблюдалась максимальная и минимальная температура
воздуха ?
4.
Определите суточную амплитуду температур.
5.
Определите среднюю суточную температуру за 21 марта 2010 года.
6.
Почему днём температура воздуха оказалась выше, чем ночью ?
7.
Сделайте вывод о суточном ходе температуры воздуха
Внимание:
не забудьте написать под таблицей все свои расчёты!
Практическая
работа № 24 «Построение и анализ розы ветров».
Построение
”розы ветров”.
РОЗА ВЕТРОВ,
диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним
наблюдениям. Длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных
направлениях, пропорциональны повторяемости ветров этих направлений». «Роза ветров» дает наглядное представление
о преобладании ветров различных направлений в данном пункте за определенный
промежуток времени (месяц, сезон, год).
Цель
работы: формирование
представления о понятии «ветер», развитие умения выстраивать
причинно-следственные связи при определении направления ветра.
Оборудование: календарь погоды, карандаш, линейка, рабочая тетрадь. Ход работы:
А. Используя данные календаря
погоды за месяц (по усмотрению учителя), постройте розу ветров. Для этого:
1. Начертите в тетради пресекающиеся линии, показывающие основные и промежуточные стороны горизонта. Подпишите названия сторон горизонта. 2. По результатам наблюдений на этих линиях от центра графика отложите в масштабе 1 клеточка (0,5 см) — 1 день количество дней, в течение которых преобладал ветер определенного направления. Например, за месяц ветер северного направления дул 3 раза, то есть от центра графика по линии, направленной на север, необходимо отложить 3 клеточки и поставить точку*. 3. Повторите действия из пункта 2 для всех направлений. 4. Полученные точки ветров на соседних направлениях соедините линией. 5. В центре графика подпишите количество безветренных дней. Б. По розе ветров определите преобладающие ветры.
|
Практическая
работа № 25, 26 «Анализ
погоды на ближайшие 2-3 дня».
Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения.
Ход работы:
- Дайте краткое описание погоды
на сегодняшний день (укажите дату и время описания), указав: температуру
воздуха, атмосферное давление, направление и сила ветра, абсолютная (или
относительная) влажность воздуха, облачность, вид и интенсивность осадков.
- Менялась ли погода в течение
описываемого дня ?
- Изменилась ли погода за
последние несколько дней и как ?
- Какой прогноз погоды на завтра
обещают синоптики ?
- Назовите причины изменения
погоды и её компонентов.
- Сделайте вывод о постоянстве
или об изменчивости погоды.
Практическая
работа № 27 «Составление
схемы взаимодействия оболочек Земли».
Практическая
работа № 28 «Описание
одного растения или животного своей местности».
Ход работы:
Написать короткое сочинение
об одном виде животного или растения Нижегородской области.
НАПРИМЕР:
Воробьи.
Люблю
воробьев. Они гнездятся около человеческих жилищ. Веселое чирикание этих смелых
и умных разбойников доносится из-под крыши над моим окном.
У
воробьев крепкий конический клюв, короткие крылья, длинный хвост. Маленькие
быстрые глаза серенькой задиристой птички настороженно посматривают вокруг. Они
весело прыгают на своих маленьких ножках, нервно перелетают из ветви на ветвь,
что-то шепчутся между собой, затевают шумные драки.
Воробьи
питаются семенами, ягодами, насекомыми, уничтожают врагов сада.
Я
люблю наблюдать за этими маленькими веселыми птичками.
Практическая
работа № 29 «Подготовка
сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных
зонах».
Ход работы:
Используя текст учебника, дополнительные знания о
природных зонах мира, опишите, как человек приспосабливается к жизни в одной из
природных зон:
- строения;
- одежда;
- питание;
- хозяйственная деятельность и занятия людей
Практическая
работа № 30 «Моделирование
возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с
целью повышения качества жизни населения».
Ход
работы:
Выполнить задание № 8 в
тетради «Мой тренажер» на стр. 74
Комментариев нет:
Отправить комментарий