Мы открыли свои страницы...

Сообщество учителей областной специализированной школы для одаренных детей №8 города Уральска открыли свою площадку для профессионального общения с целью сотрудничества по обмену опытом. Будем рады знакомству и взаимодействию со всеми, кому мы интересны.
Задачи блога:
- распространение имеющегося, положительного опыта работы;
- проверка своих идей (через обратную связь);
- увеличение своей аудитории => влияния;
- защита и продвижение общих идей;
...

суббота, 30 мая 2015 г.

Новые подходы в обучении и преподавании

Новые подходы в обучении и преподавании

Истлеу Мария Закаровна
ISTLEU MARIYA
учитель русского языка и литературы
Январцевская средняя общеобразовательная школа
Зеленовский район, ЗКО, Казахстан

В 21-м веке безграмотным считается не тот,
кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться.
ЭлвинТоффлер


Современные задачи модернизации высшего профессионального образования связаны с  потребностями общества в конкурентоспособных, компетентных специалистах, обладающих стремлением к профессиональному росту. В связи с этим современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действии, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира, то есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации  на основе   целостного  восприятия мира.
Государству нужны образованные и мыслящие люди. Будущее поколение должно уметь самостоятельно добывать знания, при этом приобретать  навыки, необходимые для  жизни в  современном обществе, для  способствования дальнейшему развитию этого же общества.
В настоящее время, общество выдвигает новые требования к школе, к общеобразовательной среде в целом. Чтобы стать успешными в современном информационном обществе, дети и молодые люди должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, обеспечивающего понимание и обретение независимости.
Я считаю, что процессы  реформирования  в мировой системе образования актуальны и применимы не только к школам Казахстана в целом, но и эти реформы применимы, в частности, и к сельской  школе, но для его осуществления нам нужны ряд условии. Прежде всего процесс профессионального развития учителей должен быть непрерывным и директор, как лидер, должен содействовать и активно участвовать в профессиональном обучении учителей, всячески оказывать действенную помощь в процессе обучения учащихся.
Современная школа 21 века,  без сомнения, должна произвести значительные изменения в преподавании. Научить детей учиться, научить добывать знания самостоятельно является немаловажной задачей.
 В Послании народу Казахстана глава государства Н.А. Назарбаев поставил перед работниками образования грандиозные задачи. Напомним, он поручил внедрять в процесс обучения современные методики и технологии, повысить качество педагогического состава, создать независимую систему подтверждения квалификации, расширять доступность образования для молодежи через механизмы государственно-частного партнерства, а также принять пятилетний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.  В Послании поставлены конкретные задачи перед всей страной, и, в частности, перед работниками народного образования. Главой государства сделан упор на повышение эффективности и качества образования детей. Это сверхзадача, которую мы обязаны решить, потому что образование – это процесс, от которого зависит будущее нации.
Основное направление образования в школе – адаптация учащихся в современном обществе на основе среднего образования. Технологии обучения подбираются таким образом, чтобы каждый ученик был вовлечен в активную учебную деятельность в зоне его ближайшего развития, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно.
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной стратегии «Казахстан – 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Казахстану необходима координальная модернизация образования: значительное и устойчивое увеличение инвестиций в образование, улучшение его качества. (Указ Президента «Об утверждении Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы от 7 декабря 2010 года 1118).  В Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана говорится: «Важный вопрос нашей стратегии достойное обеспечение жизни самых незащищенных членов общества – это дети, их матери и старшее поколение. Государство не будет жалеть средств на решение этих проблем».
Пройдет немного времени и выпускники наших школ будут занимать ответственные посты, станут успешными предпринимателями, будут представлять казахстанское образование на международном уровне. Государству нужны образованные и мыслящие люди. Поэтому пришло время изменить условия и суть образования: от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь.
Учителя часто забывают, что нет особой пользы в запоминании информации, пока дети не научатся концентрировать  свое внимание, видеть материал в перспективе, размышлять о смысле изученного, планировать и конструктивно применять знания: все это является фундаментальными компонентами решения проблем.
Обязанность учителя – научить обдумывать информацию. Учителя обязаны передавать информацию, но, не в меньшей степени, они обязаны научить  их ею пользоваться, чтобы они могли создавать новые идеи. Задача учителя – учить как думать, а не только о чем думать. Если ученик не научится думать, он никогда не будет хорошим учеником.
Рав Калонимус Шапиро, творивший в начале 20 века, знаменитый педагог, теоретик и практик, рекомендовал учителям: «Дело не в том, чтобы навести дисциплину и внедрить учение, а в том, чтобы вселить в ученика сознание его потенциального величия, чтобы он принял участие в своем собственном развитии».  Я думаю, возможно выполнить эту задачу, только приучая наших учеников направлять и концентрировать свои мысли. Ученика нужно научить видеть собственный потенциал.
В настоящее время в Казахстане для повышения педагогического мастерства учителей на уровне международных стандартов реализуется Программа первого уровня, основанная на качественно новом подходе к повышению квалификации учителей общеобразовательных школ. Основная задача Программы – помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. Особенностью этой программы является обучение по семи модулям. В  2013 году я закончила трёхмесячные курсы повышения квалификации педагогов в Центре педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» города Уральска и значительно расширила свои знания относительно форм и методов преподавания своего предмета.  Ожидаемые результаты Программы первого уровня заключаются в подготовке учителей и обучению учащихся тому, как учиться и формированию их как независимых, увлечённых, уверенных личностей с развитым критическим мышлением, проявляющих компетентность в цифровых технологиях. Современное общество выдвигает новые требования к школе, к общеобразовательной среде в целом. Чтобы стать успешными в современном информационном мире, дети и молодые люди должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, обеспечивающего понимание и обретение независимости.
Школа должна быть конкурентоспособной и престижной, а это возможно только в режиме непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик, роста профессионализма на педагогическом и управленческом уровне.
Главная задача школы сегодня не просто вооружить учеников фиксированным набором знаний, умений и навыков, а сформировать у них умение учиться, работать в команде, способность к само изменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. В этом направлении я стала работать в школе. 
Для того, чтобы выявить приоритетные направления развития Январцевской школы я провела анкетирования для педагогов и выяснила, что учителей больше всего волнует снижение мотивации учащихся к учебе (75%), что школа не достаточно обеспечивает образовательные запросы учащихся (58%), что в школе частично созданы условия для развития творческих способностей учащихся (50%), что в нашей школе условия для профессионального роста и развития творчества учителя находятся в процессе создания (50%),что многие учителя переживают по поводу своих успехов и неудач (90%). Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что пришло время измениться учителям, изменить своё отношение к предметам, которые мы преподаем. Чтобы повысить качество образования, мотивацию учащихся к учёбе нам нужно изменить взгляды учителей  на то, что мир  изменился, следовательно надо меняться и нам, учителям.
   Исходя из потребности своей школы на основании анкетирования, предварительной беседы   и вводной части коучинга я выбрала себе фокус-группу из числа учителей, готовых к изменениям, куда вошли самые, на мой взгляд, самые креативные сотрудники школы: учитель казахского языка Мурзабулатова А.Н., учитель истории Сахиев Б.А., учителя математики Багайдина Н.И., Иманкулова Г.Б., учитель физики Истлеу М.К., учитель самопознания Калиничева Л.В., учитель начальных классов Булах Н.П. Я выбрала именно таких педагогов, которые обеспечили бы в нашей школе благоприятного внедрения данной программы. Итоги такого сотрудничества, я надеюсь, помогут мне внедрить поэтапные преобразования в школу.
Исходя из выше изложенного я составила план лидера, в котором основное направление было работа с учителями по менторингу и коучингу. Профессиональное обучение в значительной степени формируется в контексте практической деятельности учителя: ситуация в классе находится под воздействием культуры школы, которая, в свою очередь, определяется культурой общества, в которой функционирует школа. Ежедневный практический опыт учителей меняет их понимание, которое, в свою очередь, воздействует на их опыт, поэтому, проблема совершенствования исследования практики преподавания и обучения требует признания значимости данной закономерности. Методическую помощь для себя и для учителей моей школы я стала реализовывать через коучинг и менторинг.
 

Успешному решению  стоящих перед коллективом задач, способствовали коуч-сессии. Подготовка и участие в работе коуч-сессии положительно сказались на повышение качества преподавания, т.к. обмен опытом, знакомство с новыми методами обучения Программы, проведённые уроки по новой технологии, дали возможность учителям иначе посмотреть на учебный процесс в целом и на своё участие в нём в частности, задуматься: всегда ли успешность или неуспешность учащихся следствие работы или безделья самих школьников. Все ли возможности были использованы по созданию условии успеха для каждого ученика, повышению мотивации обучения. Обучение очень сложный индивидуальный процесс. Разумеется, нельзя сразу добиться больших преобразовании в школьной практике преподавания и обучения, потому что это трудоёмкий процесс, но те новые методы обучения оказали плодотворное влияние на сознание учителей и заставили задуматься им как в дальнейшем осуществлять педагогическую практику.
Для процесса коучинга и менторинга единой является их направленность на анализ, размышления и последующие действия, которые в конечном итоге, позволят учителю достичь успешности в своей работе. Таким образом, в процесс менторинга  ментор привносит свой богатый профессиональный опыт и способствует решению ряда задач:
- предоставление своим подопечным учителям возможности для анализа и решения проблемы;
-обобщение своего профессионального опыта;
-содействие подопечному в определении реально выполнимых целей и планировании путей их достижения.
Также в своем плане я наметила занятия по коучингу с учителями Январцевской школы, разработала среднесрочное планирование четырех занятий по кочингу, наметила определенные темы занятий. Цель моих занятий и занятий моего подопечного учителя Калиничевой Л.В. была помочь учителям усовершенствовать актуальные и необходимые навыки и способы для развития моего и их потенциала. С этой целью я с  фокус – группой совместно разработали план действия, запланировали ведения уроков в 9 б и 7 классах. Я запланировала четыре последовательных урока в 9 б классе по обзорной теме «Повторение изученного в 5-9 классах». По результатам этих уроков я составила мониторинг, где прослеживается определенный  прогресс учащихся. Мы сравнили процент ведения традиционного урока (35%), начало ведения урока нового формата (38%) и заключительный урок нового формата (71%).
Мониторинг качества знаний

Молодые специалисты, которые наблюдали   в процессе ведения урока за  тремя учащимися   с хорошей, средней и плохой успеваемостью, отметили положительное влияние данного ведения  уроков на учащихся: активность, любознательность и потребность поделиться своими мыслями и чувствами с окружающими. Наблюдатели детально характеризовали деятельность своих подопечных в течение урока, указали на результативность ведение таких уроков. После проведенных уроков с использованием новых подходов в обучении, мы с коллегами просмотрели видеосъемку и провели совместное обсуждение уроков.      
Опираясь на конечный положительный результат, выявив их значимую роль в современном обществе, я уверена в том, что я с фокус- группой   создадим сетевое профессиональное сообщество не только в Январцевской школе, но и охватим близлежащие школы села Чинарево, Кирсаново и Красноармейское.
Основная задача педагогического процесса  в современной школе – это развитие ребенка.
Время изменилось, мы  изменились, система образования обновилась! И, нам учителям, нужно  было адаптироваться к новым условиям: корректировать содержания  образования, совершенствовать учебно-образовательный процесс. Конечная цель моего исследования: воспитать личность с активной жизненной позицией, достаточно высоким уровнем знаний, которые  личность способна применить в жизни. Своими приоритетными задачами я считаю:
-формирование готовности к интерактивному обучению;
 -развитие навыков взаимодействия в учебно-воспитательных целях;
-внедрение в преподавание своего предмета таких интерактивных методов обучения, которые формируют и развивают коммуникативные способности учащихся.
Данная программа, по которой мы проводим уроки, помогла   учителям  и  мне самой, понять суть процесса обучения: для чего мы учимся, чему нас учат, чему  мы научились и как оценить процесс обучения. Появился интерес  к урокам нового формата,  учителя  стали просить  провести с ними дополнительные коуч-сессии,  консультировать  друг друга, стали отслеживать полученный  результат.
Преимущество данной программы в  том, что ученики обучаются,  не изолировано друг от друга,  а сообща в группе. Ведь работа  в коллективе вносит  свои коррективы на сознание, воспитание и познание ученика. В учебном процессе необходима  обратная связь, чтобы понять, как ученики проработали в группе, как они оценили себя и других и, что при этом на них повлияло в процессе  оценивания. Рефлексия  является  на моих уроках  главной  лично для моего дальнейшего планирования и понимания учащимися процесса обучения. В конце занятия обязательным является предоставление всем возможности высказаться, а также подведение итогов и выводов лицами, руководящими диалогом. Ученики на уроках стали работать  самостоятельно и даже просили не помогать им  по той причине, что они сами хотят узнать свои возможности. Подопечные учителя  увидели разницу до  и после проведения уроков по уровневой Программе.
Я и моя фокус-группа смогла, используя данную программу,  сделать шаг к тому, чтобы  учащихся обучить тому, как учиться, то есть создала ту образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе. Я рекомендовала своим коллегам   использовать данную программу с той целью, чтобы воспитать  самостоятельную, независимую, коммуникабельную и конкурентоспособную личность.
Акцент на непрерывном обучении и совершенствовании преподавания может улучшить качество работы отдельных учителей, в то время как акцент на обмене полезным опытом с коллегами может увеличить компетентность учителей всей школы. Повышение компетентности и уверенности учителей, наряду с большей ответственностью, закрепленной за ними, заставит их добровольно взять на себя риск и продемонстрировать инновационные методы обучения, которые будут иметь прямой позитивный эффект на качество обучения. Работа учителя наиболее эффективна, когда его поддерживают коллеги, работая как единый коллектив.
Это предполагает форму профессионального развития и обучения, основанную на сотрудничестве, содействии и совместной работе, что подразумевает взгляд на школу, как на учебное сообщество, в котором учителя и ученики учатся совместно.              
Школы не могут стать увлекательным местом для учеников до тех пор, пока не станут увлекательным местом для взрослых. (Вайнберг и Гроссман, 1998).
Не секрет, что контингент учащихся в общеобразовательной школе разный, поэтому учителю приходится сталкиваться в своей практике с такими трудностями, как одним учащимся дается этот предмет легко, а другим нет. Каждый учитель-предметник в школе старается решить данную проблему, применяя различные методы работы. Одним из таких подходов является групповая работа.
Обучение  новому зависит от того, что человек  уже знает и понимает. В данном случае помогает работа в группе и не только. Работа в группе помогает  развитию речи, мышлению, пониманию  и решению проблемы  в сотрудничестве с более способными учащимися, возникает добрый командный дух. Здесь ученик не обучается изолированно, а работает сообща, что помогает ему в работе над собой. Работа в группе помогла моим ученикам сплотиться, раскрыться и показать свои способности. Групповая форма работы очень эффективна, так как, работая в группах, учащиеся получают пользу от сотрудничества с разными людьми. Кроме того, в ходе групповой работы на уроках с целью повышения познавательного интереса учащихся прослеживается применение различных стратегий. Так, например, стратегия критического мышления предполагает работу в группах, стратегия диалогового обучения подтверждает, что дети эффективно учатся при активном их вовлечении в обсуждения и дискуссии. Таким образом, сущность коллаборативного (группового) обучения, то есть обучение в сотрудничестве предполагает способ работы на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы.
Групповые формы работы позволяют создать более близкие контакты между учащимися, чем при традиционных формах обучения. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть в себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь и оценивать свои действия. Обучение в группе позволяет всем учащимся активно участвовать в процессе обучения, сотрудничать совместно друг с другом для достижения положительного результата. В процессе обучения учащихся в группе увеличивается степень самостоятельности учащихся, развиваются творческие способности каждого, складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления. Исходя из своего наблюдения, я отметила, что учащиеся со слабым уровнем мотивации, проявляют лидерские качества, например при оформлении и защите постеров. 
Таким образом, применяя групповую работу на своих уроках  хотела бы отметить, что повышается учебная и познавательная  мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения, актуализация знаний, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развития взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Постоянный диалог в группе становиться  основным фундаментом в понимание обучения тому, как учиться. Сам того не замечая в начале работы ученик  начинает  работать над собой и в последующих уроках видно  как успешно выполняют  задания.   Также учащиеся предложили идею, самим выполнять  самостоятельные работы, что на практике оказалось намного эффективнее в действие, проговаривая этапы работы,  объясняя материал, учащиеся больше запомнили и могли  выстроить свои мысли и  понимания в  правильном алгоритме. Сами ученики были удивлены тем, что самый слабый ученик, который сидел за последней партой  вдруг не просто заговорил,  а стал высказывать свои мысли и предлагать новые идеи.  Мои ученик стал мыслить, стал говорить,  стал более активным,  включился в жизнь класса и школы.
Один из факторов влияния на  изменения  ученика, по моему мнению, это  поощрение и  оценивание в процессе обучения.
Оценивание на уроках я провожу  в стадии  рефлексии, где ученик оценивает себя,  может оценить работу учителя, оценить работу  одноклассника. На каждом уроке провожу  различные виды рефлексии, что помогает планировать следующий урок.   Вначале   проведенных мной уроков взаимооценивание и самооценивание было завышенное, но  после  применения различных способов работы на уроке учащиеся стали  более осознано  самооценивать и взаимооценивать. При этом  моими помощниками в оценивании  были такие приемы как «Дерево успеха», «Экран  успеха и настроения», где были расписаны этапы урока и в конце мы подводили итоги по критериям, так же таблица Чиксентмихайи к которому я пришла  самостоятельно по итогам своих наблюдений и работ по оцениванию, все виды оценивания привели к гуманной адекватной самооценке  учащихся.
Я увидела разницу до  и после проведения уроков по Программе Кембриджского университета. Я сейчас вижу своих учеников на стадии  взросления через получение  независимости,  а независимость ведет  к самостоятельности. Я надеюсь продолжить  работу  с учениками, чтобы увидеть  результат моего дальнейшего обучения учащихся.
Планируя уроки по Программе Кембриджского университета в среднесрочном планировании, в ключевых идеях я описала те качества, которые хотела добиться от своих учеников. Сейчас  я, проанализировав уроки,  свою работу и работу учащихся понимаю, что я добилась своего результата в обучении учащихся7, 9  «Б» класса.  На данный момент я вижу в них  сплочение классного коллектива, совместную работу в группе, взаимоуважение и добрые отношения, и большой интерес к самому процессу обучения.  Все это способствовало  тому, что  тихие голоса заговорили, включились в активную классную деятельность, лидеры стали стремиться  к самоуправлению и самоорганизации не ущемляя слабых  учащихся,  а наоборот  взаимодействовать сообща, появился интерес к урокам, эмоциональное состояние в классе улучшилось, ученик стал  думать, мыслить, говорить.
Каждый этап моего урока  оказал положительное воздействие на учащихся  в процессе всего его обучения в целом.
Оглядываясь назад  и анализируя проведенные уроки, я могу сделать следующие выводы:    проведенные уроки по Программе Кембриджского университета  позволили  не только разнообразить мои уроки,  но и плодотворно повлиять на мое мировоззрение и метакогнитивные способности в обучении и самоуправлении учащихся. Я смогла, используя данную программу  сделать шаг к тому, чтобы  ученика обучить тому, как учиться.
Своим коллегам  я рекомендую использовать данную программу с той целью, чтобы воспитать  самостоятельную, независимую, коммуникабельную и  конкурентоспособную личность. 
За время своей 30-летней педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с различными моделями, технологиями, способами обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания. Но, на мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения.
 Главное для меня в этой методике – свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся, возможность дать детям высказывать свое личное мнение, возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов.
Нам нужно использовать новые формы обучения, что способствовало бы лучшему усвоению учебного процесса и повышению качества знании учащихся. Мы живём в таком изменяющем мире , что мы должны понимать, что мы должны меняться. Уроки должны стать уроками поиска истины, открытии истины, совместной деятельности учителя и ученика, когда они вместе стараются ответить на те вопросы, которые выдвигает жизнь. Школа не может научить ребёнка  всему и на всю жизнь, это в принципе невозможно, но школа может помочь ребёнку учиться на протяжении всей жизни. И поэтому учитель должен помочь ребёнку овладеть  разнообразными способами самостоятельного получения информации, научить новым  видам  деятельности, сделать ребёнка думающим, размышляющим человеком, который не испугается, встретив в жизни трудности, и  это поможет им стать успешным в их дальнейшей жизни.
Опираясь на данные о школе, анкетирование учителей, я пришла к выводу о том, что данная   Программа первого уровня приемлема в нашей школе, потому что учителя нуждаются в разнообразном арсенале стратегий обучения, в предоставлении им возможностей для комбинирования различных педагогических подходов. Конечно, процесс обучения очень трудоёмкий процесс, который требует долговременного осуществления практики в школе и невозможность  быстрого достижения ощутимых результатов. Прежде всего моя программа развития школы фокусировалась на  убеждения учителей, так как Пажарес (1992) утверждает, что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большое влияние, чем его знания, поскольку в процессе обучения влияют на все его действия в классе.
Независимо от профессионального статуса, редко кому удается стабильно поддерживать самостоятельно достигнутые положительные результаты в профессиональной деятельности. В этой связи Программа первого уровня благоприятствует овладению учителями навыками, позволяющими им посредством процессов коучинга и менторинга, ознакомить коллег по месту работы  с новыми   подходами в преподавании. Процесс становления личности коуча и менти будет осуществляться в целях улучшения образовательной практики, в условиях коллаборативной школьной среды. 
Современной школе нужны такие методы обучения, которые подходят и для работой с группой, и для работы с отдельным учителем, стратегии, которые не только поощряют к интерпретации предложенного тренером заданий, но и дают возможность обогащаться, общаясь друг с другом.
Свое выступление я хочу закончить словами об учителе известного писателя С.Л.Соловейчика: «Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он -  скульптор, но его труды никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Моя профессиональная деятельность приносит мне удовлетворение, а блеск в глазах моих учеников свидетельство того, что я на правильном пути.

Использованная литература

1.                 Пит Дадли.  Руководство Lesson Study;
2.                 Элейн Уилсон. Как проводить исследование в действии;
3.                 Руководство для учителя первого уровня;
4.                 Таблица Михай Чиксентмихайи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий