Арыкова Менслу Отепкалиевна
Зав. библиотекой ОСШОД №8
г.Уральск
Западно-Казахстанская область
Тема: Первое посещение библиотеки.
Цель: Знакомство с библиотекой, формирование
интереса к книге.
Задача: Вызвать у школьников интерес к книге,
научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам
пользования библиотекой.
Содержание
темы: Экскурсия
по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом,
тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке,
периодических изданий для начальной школы.
Форма
проведения: Рассказ о
библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра
«Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной
библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с
самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас
совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в
комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый
человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши
друзья-книги в доме, который называется библиотека. Что же такое библиотека?
Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас
книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша
библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На
абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я
заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги,
которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).
А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь. С этими
книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные
издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают,
когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд.
Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые
знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые
энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Я познаю мир» (показать). А
журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы).
Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется –
читальный зал.
Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем
книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора
или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены
перед вами на выставке «По страницам любимых книг». Есть хорошие книги,
которые почему то долго не берут читать. Такие книги у нас помещены
на выставке «Незаслуженно забытые книги».
Дети видят их, берут читать, и некоторые
из них потом переходят на выставку любимых книг.
Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к
ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к
библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из
рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и
аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с
книгой:
·
Не рисовать, не писать ничего в книгах;
·
Не вырывать листы, не вырезать картинки;
·
Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
·
Не читать книги во время еды;
·
Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
·
Пользоваться закладкой.
Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши
выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о
книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?
Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете. Вы
должны отгадать загадки.
Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).
(Показать книгу о Чебурашке).
Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:
Городок их маленький, но в нем народ удаленький.
Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:
Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.
Ребята, в какой книге живут эти герои?
(Показать книгу о Незнайке).
Ну, молодцы, ребята! А теперь отгадайте новую загадку.
В этом доме именины, много было там гостей.
И на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,
Но коварному злодею кто-то голову срубил.
В какой сказке происходит это действие?
(«Муха-цокотуха»)
Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.
Бабусю знает целый свет,
Ей отроду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Изба её на курьих ножках. (Кто это?)
Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,
Есть замечательный аппарат летательный.
Что же это за аппарат?
И это вы, конечно, знаете. А, вот,
попробуйте отгадать такую загадку.
У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы
Высоко они летят. Далеко они глядят.
Что это за сказка? («Гуси-лебеди»)
Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал,
То голову принц от любви потерял,
Она башмачок потеряла тогда же,
Кто она такая, кто мне подскажет?
(В какой сказке жила эта героиня? –
«Золушка»)
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,
Кем же были эти маленькие дети?
(В какой сказке они живут? – «Волк и
семеро козлят»)
И последняя загадка:
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. («Федорино горе»)
Молодцы, дети, все мои загадки отгадали.
А у меня есть для вас ещё потруднее загадки. Смотрите, у меня есть вот
такая корзинка, а в ней какие-то вещи. Вы сейчас должны отгадать,
что это за вещи, и из какой они сказки.
1. здесь лежит
предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького
зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет,
но золотой. (Яйцо. «Курочка-ряба»)
2. Из-за этого
предмета одна прекрасная принцесса проспал 100 лет, уколов им палец. Но её спас
принц, Что это за предмет? (Веретено. «Спящая красавица»)
3. А эту вещь
проглотил крокодил, когда он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что же он
проглотил? (Мочалка. «Мойдодыр»).
4.Этот предмет я вам покажу, но вы должны
сказать, как звали девочку, которая спала в маленькой ореховой скорлупке,
которая служила девочке кроватью? (Дюймовочка. Г-Х. Андерсен)
Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы,
ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим,
хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.
Проводится викторина. Дети делятся на две группы, перед каждой на столе листочки
с вопросами, обе группы одновременно берут билеты и готовят коллективный ответ,
договариваются, кому отвечать. Для подсказки на столе лежат книги, в которых
указаны полное имя и отчество писателя, энциклопедии, журналы и т.д.
В заключение урока библиотекарь
рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении
библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают
себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи. Предварительно
библиотекарь с помощью одного из детей в игровой форме показывает, что нужно
делать, придя в библиотеку, как правильно выбрать и записать книгу.
Проигрываются все действия ребенка, пришедшего в библиотеку. Тем самым
закрепляется рассказ о правилах пользования библиотекой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий