Мы открыли свои страницы...

Сообщество учителей областной специализированной школы для одаренных детей №8 города Уральска открыли свою площадку для профессионального общения с целью сотрудничества по обмену опытом. Будем рады знакомству и взаимодействию со всеми, кому мы интересны.
Задачи блога:
- распространение имеющегося, положительного опыта работы;
- проверка своих идей (через обратную связь);
- увеличение своей аудитории => влияния;
- защита и продвижение общих идей;
...

четверг, 25 сентября 2014 г.

Знакомство с библиотекой

Арыкова Менслу Отепкалиевна
Зав. библиотекой ОСШОД №8
г.Уральск
Западно-Казахстанская область

Тема: Первое посещение библиотеки.

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса  к книге.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке,  периодических изданий для начальной школы.

Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.

 Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека. Что же такое библиотека?  Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал.  На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения  (показать стеллажи с книгами).
         А вот эти книги и журналы на дом не выдаются, а читаются здесь.  С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд. Справочный фонд – это энциклопедии  и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Я познаю мир» (показать).  А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.
         Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему, а книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами  на выставке «По страницам любимых книг». Есть хорошие книги, которые почему то  долго  не берут читать. Такие книги у нас помещены на выставке «Незаслуженно забытые книги».
Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.
         Вам, наверное, дома взрослые говорили,  что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.   Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:
·        Не рисовать, не писать ничего в книгах;
·        Не вырывать листы, не вырезать картинки;
·        Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
·        Не читать книги во время еды;
·        Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
·        Пользоваться закладкой.     
         Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах,  которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?
         Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете. Вы должны отгадать загадки.
                   Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.
                   Но заснята  для  кино
                   И известна всем давно
                   Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).
(Показать книгу  о Чебурашке). Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:
                   Городок их маленький, но в нем народ удаленький.
                   Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:
                   Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.
Ребята, в какой книге живут эти герои? (Показать  книгу о Незнайке).
         Ну, молодцы, ребята!  А теперь отгадайте новую загадку.
                   В этом доме именины, много было там гостей.
                   И на этих именинах появился вдруг злодей.
                   Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,
                   Но коварному злодею кто-то голову срубил.
         В какой сказке происходит это действие?
                                («Муха-цокотуха»)
         Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.
                   Бабусю знает целый свет,
                   Ей отроду лишь триста лет.
                   Там, на неведомых дорожках,
                   Изба её на курьих  ножках. (Кто это?)
                   Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,
                   Есть замечательный аппарат летательный.
                   Что же это за аппарат?

И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.
                   У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы
                   Высоко они летят. Далеко они глядят.
         Что это за сказка? («Гуси-лебеди»)

                   Она на балу никогда не бывала,
                   Чистила, мыла, варила и пряла,
                   Когда же случилось попасть ей на бал,
 То голову принц от любви потерял,
Она башмачок потеряла тогда же,
Кто она такая, кто мне подскажет?
(В какой сказке жила эта героиня? – «Золушка»)
                   Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,
                   Кем же были эти маленькие дети?
(В какой сказке они живут? – «Волк и семеро козлят»)
И последняя загадка:
                   Убежали от грязнули
                   Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет
                   И в дороге слезы льет. («Федорино горе»)
Молодцы, дети, все мои загадки отгадали. А у меня есть для вас ещё потруднее загадки.  Смотрите, у меня есть вот такая корзинка, а в ней какие-то вещи. Вы сейчас  должны отгадать,  что это за вещи, и из какой они сказки.
1.     здесь лежит предмет, который заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но золотой. (Яйцо. «Курочка-ряба»)
2.     Из-за этого предмета одна прекрасная принцесса проспал 100 лет, уколов им палец. Но её спас принц, Что это за предмет? (Веретено. «Спящая красавица»)
3.     А эту вещь проглотил крокодил, когда он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил. Что же он проглотил? (Мочалка. «Мойдодыр»).
4.Этот предмет я вам покажу, но вы должны сказать, как звали девочку, которая спала в маленькой ореховой скорлупке, которая служила девочке кроватью? (Дюймовочка. Г-Х. Андерсен)
Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.

Проводится викторина. Дети делятся на две группы, перед каждой на столе листочки с вопросами, обе группы одновременно берут билеты и готовят коллективный ответ, договариваются, кому отвечать. Для подсказки на столе лежат книги, в которых указаны полное имя и отчество писателя, энциклопедии, журналы  и т.д.

В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении   библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи. Предварительно библиотекарь с помощью одного из детей в игровой форме показывает, что нужно делать, придя в библиотеку, как правильно  выбрать и записать книгу. Проигрываются все действия ребенка, пришедшего в библиотеку. Тем самым закрепляется рассказ о правилах пользования библиотекой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий