Методическое пособие рекомендуется
для учителей, работающих с учащимися по подготовке школьных научных проектов. В
нём дано описание истории возникновения этого метода, его плюсы и минусы в общеобразовательной системе обучения.
Подробно объясняются этапы работы над проектом, роль учителя и ученика в
работе. Умение пользоваться
методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его
прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Проектная
деятельность как средство развития творческого мышления учащихся
Методическое
пособие
г.
Уральск 2009
Рекомендовано
к публикации решением экспертного совета Западно-Казахстанского областного института повышения квалификации и
переподготовки кадров от___20 мая 2009 года
Протокол №_5
Составитель:
Чернецова Л. Г.
– учитель высшей категории ОСШОД №8
Рецензент:
Ниязова Р. Е.
– кандидат биологических наук, доцент кафедры химии и
ботаники ЗКГУ им. М.
Утемисова
Методическое пособие рекомендуется
для учителей, работающих с учащимися по подготовке школьных научных проектов. В
нём дано описание истории возникновения этого метода, его плюсы и минусы в общеобразовательной системе обучения.
Подробно объясняются этапы работы над проектом, роль учителя и ученика в
работе. Умение пользоваться
методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его
прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Необходимость
проектной деятельности в современной системе образования……………………………………………………….
2.
Что такое метод
проектов………………………………………..
3.
История развития проектной
деятельности…………………….
4.
Метод проектов как система
обучения…………………………
5.
Характеристика проектной
технологии………………………...
6.
Цели и задачи проектов………………………………………….
7.
Основные этапы работы над
проектами………………………..
8.
Действия учителя и ученика при работе с
проектами…………
9.
Из личного опыта…………………………………………………
10.
Правила для учителя решившего работать с
научными проектами………………………………………………………...
Введение
Основная
часть предметного содержания общеобразовательной программы, информации,
усваиваемой школьником во время обучения, получена в сфере науки.
В ней эти знания выступали и выступают сейчас в качестве живой традиции,
существуют и развиваются в контексте научной
культурно-профессиональной традиции. Они могут быть подвергнуты сомнению,
критике. История показывает: неоднократно в науке широко признанные теории
ниспровергались, и их место
занимали новые. Ученые, производители и носители научных знаний, обладают
правом тем или иным образом их трактовать, анализировать, сомневаться
и критиковать, изменять в ходе научных дискуссий. Ощущение
и чувствование научного знания как непрерывно меняющегося, развивающегося
составляет характерную черту менталитета ученого, особенность существования
научного сообщества в целом. Научное сообщество в значительной мере
выполняет задачу отбора круга той информации и тех знаний, которые должны
входить в программу общего образования, иными словами определяет
«интеллектуальный портрет» полноценного гражданина своей страны. После отбора
перечень такой информации передается в сферу образования, педагогическому
сообществу, где этот круг информации обеспечивается и подкрепляется
необходимыми педагогическими технологиями, дидактическими системами
и затем используется в массовом обучении.
Такой
порядок существовал не всегда: вплоть до нашего времени процесс
образования обычно не был отделен от процесса профессиональной
деятельности. Так, мальчишка-подмастерье обучался в мастерской
у кузнеца, профессионально занимавшегося кузнечным делом,
в церковно-приходских школах детей учили действующие священнослужители,
в университетах студентов учили известные философы (кстати, в этом
отношении университет оказался одной из немногих образовательных систем,
где сохранился принцип совмещения обучения молодежи с профессиональной
деятельностью обучающего). Такое совмещение имеет важнейшую особенность:
в нем знания и умения, в глазах обучающегося имеют характер
живой традиции — учитель, занимаясь сам профессиональной деятельностью,
выступает как творец ее норм, носитель ее ценностей. Учащийся видит
перед собой образец для собственных профессиональных планов и притязаний,
процесс учения оказывается для него внутренне целеположенным
и мотивированным.
В наше
время, после отделения образования от профессиональной деятельности
и возникновения особой педагогической профессиональности, случилось
принципиальное для нас явление: знание стало отчуждено от его
непосредственных производителей и носителей; задача его дальнейшей
передачи учащимся была делегирована профессиональному сообществу педагогов. Как
правило, педагоги не имеют средств выработки собственного научного
отношения к преподаваемому предмету, конкурирующего с научным сообществом и обществом
в целом права собственной трактовки предмета. Происходит отделение
фактологического материала от этой традиции и знания «застывают»,
становятся механической суммой ретранслируемых положений и установок. Отсюда
устойчиво воспроизводящийся в образовательной системе и часто
критикуемый преимущество репродуктивный характер образования в современной
школе, характерный внешним (со стороны учителя и администрации)
целеполаганием учебной деятельности школьника и объект-субъектным
характером отношений учителя и ученика. Такое положение ставит ученика
в позицию механического вместилища для суммы предуготованных ему
неподвижных знаний, снижает возможность для творчества, основное условие
которого — возможность живого общения с традицией и движений
в ней. Нормативным отражением такой ситуации является ЗУНовский подход
к оценке качества образования, когда уровень обученности школьников
измеряется количественными характеристиками объема усвоенной информации
и умением решать стандартные проблемные ситуации.
Как же
можно исправить сложившееся положение? Одним из весьма действенных путей,
дающих неплохие результаты на практике, является привнесение в школу
живой научной культурно-профессиональной традиции, носителями которой являются
творцы нового знания — ученые, т.е. преподаватели ВУЗов. При этом каждый учитель прикасается
к процессу производства знаний, причем лично, путем общения с ученым-
преподавателем; выходит на понимание, ощущение вечного и постоянного
движения и изменения знания. Для этого необходимо привлечь в школу
действующих преподавателей ВУЗов, которые относятся к знанию, как к живому,
парадоксальному, движущемуся явлению. Как только возникает ощущение движения,
развития, становится понятной возможность ставить собственные учебные задачи,
находить средства и достигать поставленных целей, т. е. учащийся получает
возможность реализовывать себя в образовательном процессе, а его
деятельность становится продуктивной, достигающей поставленных целей. Таким
образом, у учащихся развивается творческое отношение к изучению
предлагаемых предметов, а на их материале открывается возможность
самых разнообразных педагогических воздействий, несущих творческий,
воспитательный, развивающий и т. д. смыслы.
Метод школьных научных проектов в современной школе
помогает развитию творческого мышления учащихся.
Цель данного методического пособия заключается в том
чтобы направить деятельность учителя и учащихся на грамотное распределение сил
и возможностей при работе с школьными научными проектами, для достижения
максимального успеха и реализации своих
решений,
В быстро
развивающемся обществе существует
потребность в активных, деятельностных людях, которые могли бы быстро
приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с
оптимальными энергозатратами, способных
к самообразованию, саморазвитию. Современного человека должны отличать
ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность
к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип
функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и
призвана решить модернизация образования.
Организация исследовательской деятельности школьников
является одной современных инновационных педагогических технологий,
направленных на развитие творческого потенциала и способностей личности, формирование
у школьников умений и навыков исследовательской работы, воспитание
самостоятельности и социальной активности.
Для заказа педагоги обращаются к различным методам
обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи всё большее внимание привлекает
метод проектов.
Существует
немало определений понятия «проект». Приемлемым является следующее: проект -
это специально организованный учителем и самостоятельно вьполняющийся учащимися комплекс действий, где они могут
быть самостоятельными при принятии решений и ответственными за
свой выбор, результат труда , создание творческой
продукции.
Что же такое метод проектов?
Под проектом (от лат. ргоуесtuз — двинутый вперед) в
“Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:
1) разработанный план сооружения, какого-нибудь
механизма, устройства;
2) предварительный текст какого-нибудь документа;
3) замысел,
план.
Такое
толкование значения этого слова близко к его общетехническому пониманию.
Поэтому в технической сфере смысл разработки проекта как раз и состоит в том,
что в результате должны появиться либо определенный материальный объект, либо
алгоритм его создания, а также необходимая документация и технология. В сущности,
этот результат в технике и носит название проекта, неважно, будет ли это проект
здания, автомобиля, станка и т.д. Термином “проект” объединены, таким образом,
как работа по созданию проекта, сам продукт этой работы, так и способы
тиражирования этого продукта в других условиях.
Проекты
стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности
людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных,
экологических, экономических, политических, спортивных, развлекательных и
других проектах.
Проекты под названием “Метод проблем” уже 80 лет
назад начали активно внедряться и в школьную преподавательскую практику. История возникновения или скорее
научного оформления и описания метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Ещё в XIX веке в США для
обучения сельскохозяйственных рабочих стали использовать метод проектов.
Рабочие выполняли проект по определённой теме (например «Как мистер Чейз
стрижёт своих овец электрическими ножницами»), в ходе которого слушатели курсов
получали не только теоретические знания, но и приобретали практические умения и
навыки. Основывался этот метод на
теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип: «обучение посредством делания»
Дж. Дьюи. Ведущая идея данной научной школы состояла
в том, что выполняемая ребенком учебная деятельность строилась по
принципу: «Все из жизни, все для жизни». Ребенок тогда будет учиться с
увлечением , когда содержание учения исходит из реальной детской жизни , а результат
такой деятельности можно обязательно применять.
Подробное
освещение метод проектов получил в работах американских педагогов
У.Х.Килпатрика и Э.Коллингса, которые пытались организовать не просто активную
познавательную деятельность учащихся, а деятельность на основе совместного
труда, сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом.
В 1920-е гг. метод проектов привлек внимание
советских педагогов, считавших, что он, обеспечив развитие инициативы и
творческой самостоятельности школьников, будет способствовать непосредственной
связи между приобретением знаний и умений и применением их в решении
практических задач. Более того, сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин,
М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев) провозгласили его единственным средством
преобразования “школы учебы” в “школу жизни”, где приобретение знаний будет
осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы
отрицались, систематическое усвоение знаний на уроках под руководством учителя
подменялось работой по выполнению заданий проектов, которые часто имели
общественную направленность. Темы их говорят сами за себя: “Поможем
ликвидировать неграмотность”, “Вред алкоголя” и т.п. Универсализация метода проектов и развитие комплексной
системы обучения привели к разработке комплексно-проектных программ
1929-193Огг. Между тем ,
однобокое увлечение проектами
в ущерб общему развитию личности привело к тому, что уровень общеобразовательной подготовки резко
снизился. Данный факт послужил
основанием для
Постановления ЦК ВКПб 1931года «О начальной и средней школе» , согласно которому метод проектов был осужден и
в дальнейшем, к сожалению, в практике советской школы не применялся.
За рубежом (в США, Великобритании, Бельгии,
Израиле, Финляндии, Германии, Италии и др.) метод проектов нашел широкое
распространение и приобрел большую популярность за счет рационального сочетания
теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных
проблем.
Он развивался в рамках альтернативного образования
и использовался Бертом Шлезингером в
«Школе без стен». На базе таких школ в 1987 году возникло новое направление в
образовании – продуктивное обучение.
В
современной школе проектная система
обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием
школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском
активных форм познавательной деятельности школьников.
Следует
различать широкое толкование проекта как понятия и конкретную образовательную
технологию — “метод проектов”. Проект, как было указано выше, это совокупность
определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для
создания реального объекта или какого-либо теоретического продукта.
Метод проектов — это дидактическая категория, обозначающая систему
приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими
знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы говорим о методе
проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне
реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Под
методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных
приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе
планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с
обязательной презентацией результатов.
Не следует забывать и о том, что проектная
деятельность школьников отличается рядом признаков от
учебно-исследовательской. Во-первых, в отличие от последней метод проектов
нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку
конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для
учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение
истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего,
практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных
усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию
совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения,
творческого вклада каждого.
Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по
самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель
проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая
дополнительно конструированию, моделированию и т.д. Это обучение должно
осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в
специально организованной учебной среде.
В настоящее время метод
проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся
приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно
усложняющихся практических заданий-
проектов. При этом за основу берется деятельность, которая связана с окружающей
ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах.
А это значит, что часть
школьной программы может создаваться самими детьми совместно с учителями в
процессе обучения и пополняться, прежде всего, фактами и стимулами из
окружающей действительности. При таком построении учащиеся оказываются в
различных жизненных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их
как интуитивно, так и посредством новых для себя знаний, которые нужно самостоятельно добыть, найти для
достижения поставленной цели.
Таким образом, в настоящее время,
проектное обучение является одной из интерактивных технологий, которое, с точки
зрения И. Д. Чечеля, способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию
креативности и, одновременно,
способствует формированию определенных личных качеств. А для учителя в данном процессе
отводится роль независимого консультанта, где он координирует весь рабочий
процесс.
На чем
же базируется разработка научных проектов в современной школе? Основными вариантами работы считаются европейский и американский.
Американский вариант более подробный, он включает в себя восемь
основных пунктов, включающих в себя цели, варианты исследования, анализ, выводы
и практический результат.
Для школы актуальными являются две разновидности проектирования. Педагогическое проектирование как процесс
преобразования образовательной системы можно отнести к социальному типу
(проектирование организаций, норм, сложных социальных объектов). Включение же
учащихся в проектную деятельность (метод проектов) относят к проектированию
гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей,
разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т.е.
учет позиций других участников проекта.
Сегодня проектная деятельность учащихся
всех классов – неотьемлимый атрибут их школьной жизни. Уже в начальной школе
дети вовлекаются в разработку, выполнение проектов. Конечно, чем младше дети,
тем более «облегчённый» вариант проектной деятельности им предлагается. Проекты
школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям,
результатам и т.п. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта
лежит идея развития личности ребёнка при максимальной самостоятельности его
продуктивной деятельности.
Два
признака считаются ведущими в проектной технологии:
1.
Прагматическая
направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат,
который получается при решении личностно значимой и социально обусловленной
проблемы.
2.
Характер
взаимодействия двух субъектов проектной деятельности - ученика и учителя – принципиально иной по
сравнению с традиционным обучением.
Возникает
резонный вопрос: готовы ли школьники к такой деятельности? Достаточно ли
развиты у них необходимые качества и умения? Конечно же нет! Однако
формирование необходимых качеств и умений возникает только в процессе
выполнения этой деятельности. Например, самостоятельность как качество личности
не может развиться без самостоятельной деятельности ученика.
Исследовательские умения человека не могут появиться без его участия в
исследовании.
Более того, никакой школьный возраст
нельзя рассматривать как малозначимый, «проходной» для реализации проектного
метода. Иначе у значительного числа школьников так и не удастся воспитать
необходимые качества и умения. Значит, вовлекать школьников в проектную
деятельность надо как можно раньше, конечно, на доступном для их возраста
уровне. А при организации такой деятельности – подмечать проявления необходимых
качеств и умений учащихся, культивировать их, создавать условия для их
развития.
Проект всегда имеет сложный,
вариативный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать и
интегрировать свои знания и умения и «втягивать» в проект значительно больший
объём знаний, чем те, что даёт школа.
Выделяются несколько видов проектов по различным основаниям.
1.
По
доминирующему виду деятельности ученика: практико-ориентированные;
исследовательские; информационные; творческие; ролевые.
2.
По
предметно-содержательной области; монопроекты, межпредметные, внепредметные.
3.
Мини-проекты
(один или полурока), краткосрочные
(несколько уроков, обычно от двух до четырёх), длительные (на четверть).
4.
По
месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе,
домашние, смешанные.
5.
По
числу участников: индивидуальные,
групповые, классные.
Предварительная
подготовка учителя - неотъемлемый
атрибут метода проектов. Секрет успеха в том, чтобы связать проект с
реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими
проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Предварительная подготовка учителя
включает поиск ответов на следующие вопросы:
·
Какая
проблема вызывает интерес у учащихся?
·
Какова
степень свободы школьников при принятии решений?
·
Какие
результаты можно ожидать? Какой получим продукт?
·
Сколько
времени потребуется для выполнения проекта?
·
Какие
материалы потребуются для его реализации?
·
Какие
знания потребуются учащимся для выполнения проекта, каким умениям надо будет их
научить?
·
На
каких этапах проекта сделать основной акцент?
Экономические
и предпринимательские проекты учащихся
связаны с удовлетворением потребностей
людей. В них рекомендуется широко использовать
национально- региональную специфику, позволяющую повысить познавательный
интерес школьников к национальной
культуре, частью которой является и
экономическая культура.
Исходным этапом работы является
так называемый предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание
межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется эксперимент, а
главное, формулируется тема проекта.
В том случае, когда область научного знания, внутри
которой предстоит развернуть исследование, и сама идея предъявляются учителем,
первым шагом является актуализация этой идеи в сознании участников проектной
группы. Показав актуальность и привлекательность погружения в данную область
исследовательской деятельности, учитель тем самым пытается найти в учениках —
участниках проектной группы — партнеров и единомышленников, ибо основной
принцип технологии проектного обучения — это сотрудничество и сотворчество.
Каждый
проект создаёт для школьника систему многообразных образовательных ситуаций, в
разрешении которых он заинтересован, поскольку выбирал их сам. В ходе обучения
все проекты приобретают прикладной характер. В рамках изучения всех дисциплин
школьники выполняют проекты с исследовательскими и экспериментально-опытными
компонентами художественные, лингвистические и другие.
Цели работы над проектом:
-
научить самостоятельному достижению намеченной цели;
-
научить предвидеть мини-проблемы, которые предстоит при этом решить;
-
сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее
можно почерпнуть;
-
сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать
полученные знания и опыт;
-
сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.
Этапы работы над проектом:
-
предпроект;
- этап
планирования работы над проектом;
-
аналитический этап;
- этап
обобщения;
-
презентация полученных результатов.
Предпроект: обмен знаниями по теме, интересами; высказывания
пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем
проекта; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся;
формулирование тем для работы подгрупп.
Вот какие вопросы и проблемы выдвигаются школьниками,
как представляющие для них интерес: взаимоотношения с родителями; дружба с
разными людьми; проблема употребления алкоголя и наркотиков; сексуальные
отношения; религиозные и другие секты; отношение общества к молодежи;
молодежная музыка, одежда, фильмы, игры; отношение молодежи к армии.
Несложно убедиться, что названные проблемы связаны с
процессом социализации, т.е. с усвоением человеком знаний, норм и ценностей,
позволяющих ему быть полноценным членом общества. Высказывание проблем — процесс
шумный и довольно длительный, но это те самые поиски общего языка, выстраивание
отношений, которые являются ядром предпроекта.
Выдвижение
первоначальных идей –
важнейшая составляющая процесса проектирования. Идея включает понимание цели и
пути её достижения. Причём нельзя «навязывать» учащимся свою идею. Чем больше
выдвигается идей, тем лучше. Под «идеей» здесь понимается начальное размышление учащихся о том, как
можно реализовать те или иные потребности людей. При обсуждении происходит
свободное самовыражение учащихся, развивается их творчество, способность
генерировать идеи. Основная цель этапа
планирования — получение общего представления о будущем
направлении исследовательской работы.
Планирование
работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы
работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе;
формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход
исследовательской работы.
На
проектном этапе разрабатывается модель проекта с учётом результатов
маркетингового исследования, выбирается рациональная технология, составляется
технологическая карта, даётся экономическая оценка выполняемой работы. Чаще
всего итогом этого этапа является технологическая карта проекта. Задача учителя
на этом этапе – помочь учащемуся как можно детальнее разработать её,
распределить обязанность, определить недостающие ресурсы.
Аналитический этап: исследовательская работа
учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и
задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен
информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными
консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов
средств массовой информации, Интернета.
Следует
отметить, что основной задачей аналитического этапа являются
самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и
анализ информации. Учитель при этом следит за ходом исследования, его
соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не
допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят
корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении
промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.
Очень
важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с
ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией,
таких, как проведение анкетирования, социологического опроса, поиска
литературы и работы с ней, поиска информации в Интернете.
Сюда
также можно включить интервьюирование, маркетинговое исследование. В результате
школьники формируют проектное задание.
Оно включает:
·
Название
проекта;
·
Его
функции (какие потребности человека будут удовлетворены);
·
Предполагаемый
пользователь (конечный пользователь или сектор рынка);
·
Результат
(продукт) проекта.
На
этом этапе необходимо договориться о характере взаимодействия участников.
Проект можно выполнять индивидуально, в малых группах, коллективно. Этот этап
перекликается с этапом обобщения.
Этап обобщения:
построение общей логической схемы выводов для подведения итогов.
Задача учителя на этом этапе — предоставить учащимся
максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в
выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые
дают возможность раскрыться каждому ученику.
Возможные результаты
проектной деятельности: альбом, анализ опроса,
бизнес-план, видеоклип, выставка, газета, гербарий, действующая фирма, журнал,
законопроект, «книжка-раскладушка», коллаж, коллекция, костюм, макет, мини-предприятие, система школьного самоуправления,
сказка, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом и т.д.
Презентация полученных
результатов: осмысление полученных данных и способ достижения
результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе
или группе учащихся; обсуждение и совместная презентация участниками
результатов работы надо проектом; совместная презентация результатов на уровне
школы, города, округа и т.д.
Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую
выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение
навыков представления итогов своей деятельности.
Подготовка
и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и
побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход
исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над
проектом. Задача учителя — объяснить участникам проектной группы основные
правила ведения дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки
конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе
многих точек зрения на решение проблемы. Образовательные отчёты по выполненным
проектам – важная итоговая часть проектной работы школьника: в них он фиксирует
собственную образовательную ситуацию и образовательное содержание проекта. В отчёты входят:
·
Описательный
(теоретический) отдел
·
Методический
раздел
·
Раздел с
описанием смежных образовательных проблем
Для
оценки материального продукта можно использовать такую систему критериев, как
функциональность, внешний вид, материалы, безопасность, экономическая
безопасность.
Для оценки исследовательского проекта можно
взять такую систему критериев:
·
Реализуемость
проекта
·
Его
конкретность и ясность
·
Оригинальность.
При
изготовлении проекта учитель координирует деятельность учащихся, поддерживает
мотивацию, развивает рабочие контакты. Преподаватели на протяжении работы над
проектом поддерживают ребят, отвечают на вопросы, делятся опытом и идеями. С
учащимися обсуждают критерии защиты проекта по параметрам:
·
соответствие содержания заявленной теме
·
логика
изложения
·
уровень
самостоятельности
·
владение
материалом
·
эстетика
оформления
·
грамотность
·
эмоциональность
·
культура
речи
·
подготовка
компьютерной презентации и раздаточного материала.
Таким образом, ребята, выполняя проект,
приобретают не только необходимые знания, умения, навыки, но и развиваются как
личности, получая необходимый заряд для самоопределения в будущей взрослой
жизни.
Проект оценивается не только по
результатам практической работы. Не менее важно и то, как сами ребята оценивают работу; что получилось, а что нет;
чему научились в ходе проекта; что не удалось сделать; перспективы улучшения
своего проекта. Основные задачи учителя на этом этапе: сформировать группы
рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов; подготовить проекты к публичной
защите; провести координационное
совещание ответственных за мероприятие; организовать публичную защиту проектов.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить
стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении
проекта, можно отметить дипломами и подарками. При этом должен быть поощрён
каждый, участвующий в выполнении проектов.
Таким образом, проектная деятельность
школьников позволяет решать разнообразные комплексные образовательные
задачи развития собственных интересов
детей, их деловых и организационных способностей, общих, универсальных
компетенций; индивидуального стиля деятельности. Она помогает ему расширить
свой практический и социальный опыт и на этой основе строить содержание
собственного образования, открывая возможности для практической, творческой
самореализации.
Публичная защита проектов, презентация докладов,
рефератов и результатов творческих работ дают полное представление о
возможностях, способностях и интересах ребёнка. Успешная защита нескольких
проектов даёт учащемуся право быть
консультантом проектной работы младших школьников и ассистентом учителя-предметника.
Таким
образом, метод проектов основывается на позициях педагогики прагматизма,
представители которого отстаивают принцип “обучения посредством деятельности”,
рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным
участником. В основе этого метода лежит не информационный подход,
ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на
формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии,
конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для
исследовательской деятельности.
Образовательный потенциал
проектной деятельности заключается в возможности: повышение
мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания
( выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать
задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации
результатов.
Работа
над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное
партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины;
способности к методической работе и самоорганизации.
Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности.
Сущность и ценность образовательных проектов состоят в
том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при
решении того или иного социокультурного вопроса.
Практическая
связь между учебной и внеучебной деятельностью в корне меняет содержание
учебного процесса и позицию учителя, который перестаёт быть предметником, а
становится разносторонним консультантом. Действия
учителя при реализации проектного метода
можно охарактеризовать так:
·
Помогает
ученику определить цель деятельности;
·
Рекомендует
источники получения информации;
·
Раскрывает
возможные формы деятельности;
·
Содействует
прогнозированию результатов выполнения проектов;
·
Создаёт
условия для активности школьника;
·
Является
партнёром;
·
Помогает
ученику оценить полученный результат и т.п.;
Ученики, организуя и конструируя
собственный образовательный процесс, фактически самостоятельно овладевают
такими общими способностями, как инициативность, гибкость, мобильность, что
особенно важно для развития их готовности принимать решения в различных жизненных
ситуациях. Действия ученика, выполняющего проект, можно оценить так:
·
Определяет
цель своей деятельности;
·
Открывает
новые знания;
·
Экспериментирует;
·
Выбирает
пути решения возникающих проблем;
·
Несёт
ответственность за свою деятельность и т.п.;
Немецкие учёные считают, что при
использовании метода проектов учащиеся
приобретают:
·
Умения,
связанные с развитием интереса
·
Умение
находить практические, интересные виды деятельности
·
Умение
выбирать практический вид деятельности для себя
·
Умение
исследовать условия практической деятельности
·
Умение
подготовиться к деятельности на практике
·
Умение
осуществлять деятельность на практике
·
Умение
оценивать результаты практики
·
Умение
делать выводы из результатов практической деятельности
·
Умение
установить личностное отношение к практической деятельности
·
Умение
установить культурную ценность профессии
·
Умение
установить профессиональную ценность практической деятельности.
Следовательно, проектная деятельность
предполагает воспитание у школьников определённых качеств, умений и
компетенций. Назовём важнейшие из них.
Качества:
·
Самостоятельность;
·
Инициативность;
·
Целеполагание;
·
Креативность;
Умения
и компетенции:
·
Исследовательские:
генерировать идеи, выбирать лучшие решения;
·
Социального
взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь
товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной и направлять её в
нужное русло;
·
Оценочные:
оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
·
Информационные:
самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой
информации или каких умений не достаёт;
·
Презентационные:
выступать перед аудиторией, проявлять артистические способности, отвечать на
неожиданные вопросы, использовать различные средства наглядности;
·
Рефлексивные:
отвечать на вопросы «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?», находить свою роль в коллективном труде;
·
Управленческие:
проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы, принимать
решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Е. С. Полат считает, что
в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда
предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны,
использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений
из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. По
определению проект – это совокупность
определённых действий, документов, предварительных текстов, замысел для
создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического
продукта. Это всегда творческая деятельность.
«Всё, что я
познаю, я знаю, для чего это мне надо и где
и как я могу эти знания применить»
- вот основной тезис современного
понимания методов проектов, который и
привлекает многие образовательные
системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и
практическими умениями.
Как же я с учениками работаю с самим
проектом? Демокрит говорил: «Лучше думать перед тем, как действовать, чем
после». Поэтому в подготовительном этапе главное -
правильно выбрать тему. Для этого необходимо располагать информацией о том, что действительно интересно и
что заслуживает пристального внимания и практических действий ученика. Классически, при выборе темы, мы
руководствуемся личным интересом или
изучаем общественное мнение методом сбора материалов и дальнейшей обработкой,
на основе которой выводится тема.
Далее мы формируем актуальность социальной проблемы. Формулируется
гипотеза, от которой мы отталкиваемся на протяжении всей работы над проектом. Для
этого необходимо правильно определить ее масштаб, трудности данной ситуации,
возможности практического решения. На основании всего этого мы выводим цель и
задачи научного проекта. Цель должна учитывать:
повышение личной активности; сознание
значимости для получения результата; развитие исследовательских умений.
По определению психолога П. Рутта: «Цель-это мечта,
которая должна быть четкой и конкретной, а главное- достижимой.» Задачи
намечают конкретные мероприятия к достижению желаемой цели. Заканчивается подготовительный
этап составлением плана работы, графика работы, определением источников
информации и распределением обязанностей, если
работает группа. При составлении плана необходимо учитывать конкретность, реальность, сроки и ответственность за
проделанную работу, при этом можно составить рабочий график, т. к. в
исследовательской части задействовано не только время самих учащихся, но и тех
источников информации, на данных которых строится часть работы. Чаще всего работу готовит группа учеников,
и здесь необходимо учитывать интересы
и творческие способности детей. Кто-то обладает ораторским искусством, кто-то может хорошо оформить материал, кто-то правильно
составляет информацию и обладает коммуникативными способностями. От
того как распределятся обязанности в группе зависит успех проекта. И только
проработав все эти моменты можно приступить к определению
места поиска или реализации практической деятельности проекта.
Как показывает
анализ работ с научными проектами, в исследовательской части я создаю особое пространство
взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и ученика и учителя. Оно подразумевает управление проектной деятельностью учащегося
со стороны учителя, в которую составными элементами
входят и проблемно-исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, иммитацаонного
моделирования и другие. А ученики
преодолевают трудности и открывают для себя новый мир в этом мире.
В результате исследования мы получаем информацию, поэтому
необходимо привлекать все источники, способные подсказать решение данной
проблемы. При этом ученики должны
убедиться в том, что именно их информация жизненно
необходима в решении проблемы. И если исследовательская часть проведена правильно, то решения проблем возникают сразу в
нескольких вариантах.
Заключительным этапом в работе является
оценка и контроль, где мы подводим итоги данной
работы и корректировка в реализации проекта.
Любой научный проект должен быть хотя бы частично
реализован, иначе пропадает ценностное
значение проекта и ребята должны видеть результаты своего труда, а я постоянно стимулирую эту работу. Итогом данных работ
является анализ результатов и новые направления в работе.
Заключение.
В
качестве личного опыта я хочу сказать, что свою деятельность в изучении проектных технологий я начала в 1998 году своей первой
работой «Полигоны в Западном Казахстане», в
которой мы знакомились с причинами загрязнения природных компонентов нашего
региона. В 2ООЗ году научный
проект с темой «Конфликт окружающей среды и здоровье человека» продолжил данную
тему. Мы используем результаты этих работ на уроках краеведения. В 2ОО4 году научный проект
с темой «Использование горных пород и минералов в оформлении архитектурных зданий и памятников
города Уральска» и в 2ОО6
году научный проект с темой «Демографическая
картина города Уральска в XX-XXI веках» определили профессиональную направленность
учеников после окончания школы. В
2006-2008 годах мы начали более тесное сотрудничество с ВУЗами нашего города. Работа
«Сохранение липовых аллей» носила экологическое направление, работа «Роль В.
Правдухина в организации экспедиций по реке
Урал» краеведческая. НП «Роль В.
Правдухина в организации экспедиций по реке Урал» был изучен в ЗКГУ им.
М. Утемисова. Ученицу пригласили участвовать
в университетской команде, изучающей краеведческие материалы, она стала
членом Малой Академии при ЗКГУ им. М. Утемисова и продолжила работу с новой темой «Функциональное значение типов
поселений по долине реки Урал в 1862 и 1999году».
Я продолжаю
активную работу с проектами учащихся на темы психологии подростков, заболевания
в Западном регионе Казахстана и, конечно, краеведение. Ученики всегда хотят
получить больше интересной информации о месте, где они живут – о своей малой
Родине.
Я
считаю, что все виды работ, связывающие школу и ВУЗ, имеют огромное
положительное значение и для ВУЗа и для школы.
ВУЗ получает информацию о том, что необходимо школе для
лучшего усвоения материалов и развития
творческой личности, а так же привлечение будущих студентов в свои стены, исследование будущего научного
потенциала. Школа, в свою очередь, получает постоянную поддержку в
изменяющейся методике преподавания, а сами учащиеся чувствуют себя
более значимыми в глазах учеников, потому, что они поднимаются на более высокий уровень,
чем школьный.
Сейчас
всё больше детей хочет активно участвовать в различных видах внешкольных работ,
при этом ученики с 5-6 класса начинают интересоваться теми или иными
предметами. И здесь роль учителя заключается в том, чтобы правильно направить ребёнка в нужную ему сторону, помочь
правильно выбрать предмет, тему и найти пути решения проблемы, которую он поставит перед собой.
Я считаю, что метод
проектов очень актуален в наше время, помогает ученикам раскрывать свой
творческий потенциал, нон при этом каждый учитель-наставник должен помнить
правила, сформулированные ещё в 1926 году и продолжающие оставаться актуальными
сейчас.
Правила
для учителя, решившего работать с помощью метода проектов
(разработаны
Ассоциацией Дальтон-план-школ, Нидерланды. 1926 г.)
1. Учитель
сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов. Никто из
администрации школы не может предписать ему это решение. При этом все члены
школьного коллектива разделяют ответственность
за его работу.
2.
Учитель полностью отвечает за детей,
участвующих в проекте, за их успех и их безопасность.
3.
Учитель доверяет ученикам, считает их
равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчёркивает
своим поведением это доверие.
4.
Учитель предоставляет детям возможности
для самостоятельной работы. Он создаёт условия, чтобы можно было свободно и
самостоятельно работать.
5.
Учитель вырабатывает новую позицию,
переходя от позиции лектора и контролёра к позиции помощника, наставника.
6.
Учитель следит за своей речью с точки
зрения дальтоновского подхода (не «Ты сделал это не правильно!», но «Почему ты это сделал так?»).
7.
Учитель вмешивается в самостоятельную
работу детей, только когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об
этом просят.
Что нужно для
работы над проектом?
1. В
школе должна быть обширная библиотека и центр документации, в любую минуту
доступные ученикам и учителям.
2.
Мебель в классах расставлена удобно для
работы в группах.
3.
Внутри и вне классного помещения есть
уголки, где дети могут работать индивидуально или в небольших группах.
4.
Ребята могут пользоваться коридорами.
Там тоже есть рабочие уголки.
5.
В каждом классе имеются часы.
6.
В классе и других рабочих комнатах
достаточно справочной литературы и материалов для самопроверки.
7. Учебные
пособия и другие материалы отбираются в соответствии с их значимостью для
самостоятельных занятий.
Глава
государства в своём программном выступлении «Казахстан - только вперёд!» выделил основные направления дальнейшего
развития Казахстана. Как основное
направление, президент определил высокое качество жизни.
Если не во всём, то
во многом, качество жизни человека, благополучие, процветание и конкурентоспособность государства определяет уровень образования, интеллектуальный потенциал общества.
В этом контексте образование -
важнейшая составляющая национального богатства, а образованность
человека, его стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи —
основа прогресса, устойчивости и безопасности страны.
Умение
пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя,
его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии
относят к технологиям XXI века,
предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно
изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Литература.
Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н.
А. Процесс обучения в информационной среде// Школьные технологии. – 2000 - №6
Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный
случай Интегральной технологии обучения. // - 1995 - №6
Землянская
Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников. Народное образование.
№1 2006год
Клименко
А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г. №9,
Крылова
Н. Проектная деятельность школьника как
принцип организации и реорганизации образования. Народное образование. №2 2005
год
Лебедева
Л. И., Иванова Е. В.. Метод проектов в продуктивном обучении. Народное
образование. №5 2002.
Мачехина
В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников.ж. ПИиОбщ., 2002г. №9,
Остапенко
А. А., Ткаченко Е. В. Профильное
обучение: в поисках оптимальной модели. Народное образование. №4 2004.
Паркхерст Е.
Дальтон-план. Л., 1926.
Проект: “20 век: год за годом”. ж. ПИиОбщ, 2001г.,№9
Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы,
заблуждения, перспективы/ Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 1999
Современная
гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е. С. Полат. М., 2000.
Информационно-издательский
отдел Западно-Казахстанского областногоинститута повышения квалификации и
переподготовки педагогических кадров
г.Уральск, пр. Евразия дом 238 тел.54-38-37
Комментариев нет:
Отправить комментарий