СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Опыт Республики Корея по Smart–обучению
3. Подходы к внедрению Smart–обучения в системе повышения квалификации
4. Программа спецкурса повышения квалификации педагогов «Основы SMART-обучения»
5. Практическое руководство к спецкурсу «Основы SMART-обучения»
ВВЕДЕНИЕ
В Послании Президента Республики Казахстан «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства к народу отмечено: «...Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании…». Структурной частью реализации этой идеи является введение Smart обучения в систему образования. Основным направлением качественного введения Smart обучения является формирование информационно-коммуникационной и технологической компетентности педагогов в системе повышения квалификации. Smart обучение повышает доступность образования педагогов и дает возможность самостоятельному развитию траектории профессионального роста, приравнивает уровень образования педагогов городских и сельских школ, открывает путь на мировую арену.
Современное общество находится на этапе смены технологической парадигмы. Информационные технологии, определившие образ и сущность ХХ века, уступают место SMART-технологиям, открывающим новый путь развития государств мира.
По мнению Президента Международного консорциума «Электронный университет» Тихомирова В.П. «Smart – это новая парадигма развития общества», для которого необходим Интернет и особо подготовленные люди, создающие новый знания».
Главная цель новой модели SMART-обучения – создание среды, обеспечивающей максимально высокий уровень конкурентоспособного образования за счет развития у учеников знаний и навыков, на которые предъявляет спрос современное информационное общество XXI века:
сотрудничество;
коммуникация;
социальная ответственность;
способность мыслить критически;
оперативное и качественное решение проблем.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
- анализировать международный опыт по внедрению системы Smart обучения;
- разработать программу повышения квалификации работников образования по внедрению системы Smart обучения;
- модернизировать содержание повышения квалификации педагогов по формированию ИКТ-компетентности;
- разработать требования к разработке цифрового контента.
В ходе реализации вышеуказанных задач перед институтами повышения квалификации работников образования возникает вопрос о том, как учить современных педагогов в свете перехода на внедрение систему Smart- обучения.
Понимание Smart применительно к сфере образования колеблется от использования смартфонов и иных аналогичных устройств для доставки знаний учащимся до формирования интегрированной интеллектуальной виртуальной среды обучения, в том числе с использованием устройств категории SMART. Необходимость развития интегрированной интеллектуальной образовательной среды основывается на достаточной степени развития Smart-технологий и интенсивности проникновения их в повседневную жизнь.
Основной причиной актуальности внедрения Smart-обучения является необходимость совершенствования существующей системы образования в соответствии с новыми требованиями SMART экономики и SMART-общества.
В методическом пособии представлены подходы к реализации SMART-обучения и возможности внедрения Smart-технологий в систему повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.
2. Использование цифровых технологий в учебном процессе
3. Подходы к внедрению Smart – обучения в системе повышения квалификации
SMART-обучение – гибкое обучение в интерактивной образовательной среде на основе использования мобильных устройств с помощью контента со всего мира, находящегося в свободном доступе, позволяющее расширить границы обучения, причем не только с точки зрения количества обучаемых, но и с точки зрения временных и пространственных показателей: обучение становится доступным везде и всегда.
SMART – аббревиатура слов Self-directed, Motivated, Adaptive, Resource free, Technology embedded, обозначающее ориентацию образования на личность, мотивацию, адаптивность, свободный доступ к ресурсам, использование технологий. Smart education – самоуправляемое, мотивированное, гибкое, технологичное обучение, в основе которого лежат самоуправляемые, мотивированные, гибкие, обогащенные ресурсами и технологичные методы обучения.
На основе изменения парадигмы образования и внедрения Smart – обучения в краткосрочные курсы системы повышения квалификации на данный момент необходимо реализовать следующие этапы проекта по следующему алгоритму:
в республике будет реализована системная подготовка учителей к Smart-обучению: занятия для обучения педагогов проводятся на базе организаций образования;
в повышении квалификации необходимо широко использовать принцип обучения «равный - равному», когда каждый учитель, повысивший квалификацию, передает новый опыт коллегам своей школы и других школ,
необходимо активно использовать ресурсы сетевого сообщества педагогов для решения профессиональных проблем.
Становление и развитие SMART-обучения в системе повышения квалификации педагогических работников происходит при обстоятельствах, когда результативность такой социальной системы, как образование определяется его открытостью во взаимодействии с другими социальными сферами. Основой SMART-обучение в системе повышения квалификации является построение траектории индивидуального образовательного маршрута профессионального развития педагогов.
Традиционная система повышение квалификации педагогических кадров, направленная на изучение предметного содержания и усвоения готовых методических разработок не учитывает специфики изменений, произошедших в характере деятельности современного педагога. При этом информационно-коммуникационная компетентность у большинства педагогов сформирована не на должном уровне. Так, например, недостаточно сформированы практические навыки работы с электронными дидактическими материалами, содержащими средства коммуникационного общения (чат, форум, электронная почта и т.п.), работы с цифровыми образовательными ресурсами. Вместе с тем, наиболее сложным является преодоление психологического баръера, связанного с трудностями адаптации к новым условиям деятельности, консерватизмом мышления педагогов.
В этой ситуации существенно усиливается роль и значимость процесса SMART- обучения педагогических работников в системе повышения квалификации в области использования ИКТ. Перед институтами повышения квалификации встают глобальные вопросы: какова методология SMART-обучения, какими способами и методами необходимо готовить педагога к внедрению SMART-обучения в профессиональной деятельности.
Современная трактовка технологии внедрения SMART-обучения предполагает разработку программы «Основы SMART-обучения» в системе повышения квалификации педагогических работников, направленной на формирование ИКТ-компетенции педагогов.
В соответствии с Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы содержание курсов повышения квалификации педагогических работников должно быть направлено на формирование информационно-коммуникационной компетенции педагогов по использованию системы SMART-обучения и содержать следующие основные направления:
1. Изучение подходов к SMART-обучению в системе повышения квалификации.
2. Формирование умений и навыков для использования цифровых технологий в SMART-обучении.
Принципы внедрения SMART-обучения в систему повышение квалификации педагогических работников:
Сочетание. SMART-обучения должно сочетаться с традиционным, дополнять и обогащать его.
Разумность. Выбор формы SMART-обучения определяется для каждого конкретного учебного события с учётом его специфики, целевой аудитории, авторства и т.д.
Экономичность. SMART-обучение должно экономить деньги, ресурсы и время для всех его участников.
Этапность. Внедрение SMART-обучения разумно осуществлять поэтапно в системе повышения квалификации педагогов, плавно интегрируя его в текущий процесс, постепенно расширяя сферы применения и регионы.
Креативность. Выбор конкретных методов, приёмов, форм подачи материала при SMART-обучении требует творческого подхода, работы команды единомышленников.
3. Использование цифровых технологий (SMART-устройств)
Комментариев нет:
Отправить комментарий