Целеполагание в обучении это установление учениками и учителем целей и
задач обучения на определенных его этапах. Как известно, цель деятельности –
это ее предвосхищаемый результат. Поэтому очень важно, чтобы цель была связана
со всеми остальными компонентами педагогического процесса.
Часто цели учебных программ существенно отличаются от реальных ориентиров у
обучающихся, т.е. происходит рассогласование желаемого и действительного в
обучении. Чтобы это предотвратить, необходимо включать обучающихся в процесс
целеполагания с самого начала изучения курса.
Работа над целеполаганием предполагает включение в нее
учащихся на различных уровнях:
1 уровень. Преобладание у учеников формальных
целей, связанных с получением хорошей отметки, похвалы со стороны учителя или
родителей, запоминанием конкретного материала и т.д.
2 уровень. Постановка учениками смысловых целей,
связанных с осознанным восприятием материала учебного предмета.
3 уровень. Наличие творческих целей,
предполагающих выполнение творческих заданий в ходе изучаемого предмета.
Продвижение учащихся в процессах целеполагания от
формальных к творческим целям выводит их на более высокие уровни творческого
самовыражения.
С чего же
начинается процесс целеполагания? Если мы хотим сделать обучение продуктивным и
значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Для
этого можно использовать устное собеседование, письменное анкетирование,
тестирование, наблюдение и др. Варианты могут быть открытые и закрытые. В
качестве открытого вопроса можно использовать такой: «Что для меня самое
главное?» Закрытая форма такая, например: «Хочешь ли ты получать отметку «5» по
математике?»
Постановку целей ученики осуществляют под
руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу,
учебную четверть, год, учебный курс.
Отсутствие
изначальной заданности (перечня готовых целей, формулировка целей учителем) для
целеполагания позволяет выявить действительно личностно – значимые цели
ребенка. Что ты ценишь в жизни больше всего? Что для тебя самое важное? Учеба ,
семья, деньги, дом, дружба, здоровье, родители, Родина.
Однако,
данная методика представляет определенные трудности для учителя в обработке
полученных ответов. Чтобы систематизировать результаты, можно использовать одну
из классификаций целей, предложенную А.В.Хуторским, который выделяет следующие
группы:
Личностные
цели – осмысление целей
образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности;
реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал
предмета.
Предметные
цели - формирование положительного
отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов;
выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или
творческих задач по теме.
Креативные
цели – составление сборника задач;
сочинение рассказа; конструирование модели; рисование картины.
Когнитивные
цели – познание объектов окружающей
реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками
работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.
Оргдеятельностные
цели – овладение навыками
самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель;
планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники
ведения дискуссии.
Данную
диагностику можно использовать при диагностике на основе списка целей, который
предлагается ученикам, а их задача составить свою иерархию целей из
предложенного набора.
Список целей:
1.Изучить
материал учебника.
2.Усвоить
основные понятия и законы темы.
3.Подготовить
сообщение по одной из проблем.
4.Качественно
подготовиться к зачету, контрольной работе.
5.Выполнить
самостоятельное исследование по выбранной теме.
6.Овладеть
методами изучения и объяснения изучаемых явлений.
7.Углубленно рассмотреть
конкретные вопросы темы.
8.Научится
выполнять опыты, работать с приборами, техническими средствами.
9.Проявить и
развить свои способности.
10.Организовать
свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план,
выполнить его и оценить свои результаты.
11.Научиться
аргументировано спорить в ходе изучения темы.
12.Получить
хорошую отметку на зачете, контрольной работе.
13.Научиться
решать задачи и проблемы по теме.
14.Свой вариант
цели.
Выбор
той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности обучающегося:
- цели № 1, 4,
12 – формальная ориентация ученика в обучении
-цели № 3,5,8 –
креативные наклонности
- цели № 2,7,13
– когнитивные мотивы
-цели № 6,10 –
методологические приоритеты деятельности
-цели № 9,14 –
самоорганизация
При
анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора
выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные склонности. На
основе чего учитель конструирует или корректирует цели или задачи совместной с
обучающимися деятельности при изучении данного предмета, составляет собственную
таксономию целей.
Таксономия
целей ( от греч. Taxis –
расположенные по порядку и nomos – закон) – систематизированные банки подцелей
(задач), соответствующих определенным областям или конкретному курсу.
Сформулированные в терминах научения и расположенные по порядку достижения,
подцели помогают учителю достигать общие цели курса.
В ходе изучения
предмета учитель постоянно обращается к смыслам учеников, используя их как
ориентиры при анализе результатов обучения. Но, естественно, для педагога
иерархия целей будет включать и другие ориентиры, такие как государственный
образовательный стандарт, учебный план ОУ, учебные программы по преподаваемой
дисциплине.
Алгоритм
процесса целеполагания, осуществляемого педагогом при планировании обучения по
своей дисциплине, включает следующие шаги:
- формирование
целей обучения данной дисциплине на основе требований стандарта;
- конкретизация
целей обучения с учетом особенностей класса, группы, каждого ученика и его
личностного смысла в обучении, конкретных условий, средств и способов
достижения;
-определение
целей обучения по разделам, темам, модулям и т.д.;
- планирование
целей конкретного занятия, разложение их на микроцели (задачи каждого этапа).
Классификация
целей, на которую можно опираться педагогу в процессе целеполагания,
представлена так:
- нормативные
государственные цели (общественные цели) – цели формирования знаний, умений и
навыков; цели формирования отношений, цели формирования творческой
деятельности;
- личностные
цели делятся на две группы: цели обучающихся и цели педагогов - организационные
цели, методические цели, цели формирования творческой деятельности, цели
формирования отношений, цели формирования знаний, умений и навыков.
Часто
низкая эффективность обучения связана с неопределенностью и расплывчатостью
целей, поскольку, целеполагание является одним из наиболее важных и, вместе с
тем, наименее сформированным компонентом в структуре деятельности педагогов.
Эффективность
целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения
поставленным целям. Поэтому, цели должны быть:
- реальны,
достижимы (указывать на конкретные результаты обучения);
-
инструментальны, технологичны (определять конкретные действия по их
достижению);
-диагностичны
(поддаваться измерению, определению соответствия им результаты деятельности).
Определенную
помощь в овладении процессом постановки целей на высоком технологическим уровне
могут оказать исследования Б. Блума, который разработал технологию
эффективного целеполагания. Рассматривая существующие в педагогической практике
способы постановки целей, он определил степень их эффективности с точки зрения
их направленности на конкретные результаты обучения. Типичные способы
постановки целей и оценка их эффективности приведены в таблице.
Комментариев нет:
Отправить комментарий