Мы открыли свои страницы...

Сообщество учителей областной специализированной школы для одаренных детей №8 города Уральска открыли свою площадку для профессионального общения с целью сотрудничества по обмену опытом. Будем рады знакомству и взаимодействию со всеми, кому мы интересны.
Задачи блога:
- распространение имеющегося, положительного опыта работы;
- проверка своих идей (через обратную связь);
- увеличение своей аудитории => влияния;
- защита и продвижение общих идей;
...

воскресенье, 21 декабря 2014 г.

Целеполагание

Целеполагание в обучении это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат. Поэтому очень важно, чтобы цель была связана со всеми остальными компонентами педагогического процесса.



Часто цели учебных программ существенно отличаются от реальных ориентиров у обучающихся, т.е. происходит рассогласование желаемого и действительного в обучении. Чтобы это предотвратить, необходимо включать обучающихся в процесс целеполагания с самого начала изучения курса.
Работа над целеполаганием предполагает включение в нее учащихся на различных уровнях:
1 уровень. Преобладание у учеников формальных целей, связанных с получением хорошей отметки, похвалы со стороны учителя или родителей, запоминанием конкретного материала и т.д.
2 уровень. Постановка учениками смысловых целей, связанных с осознанным восприятием материала учебного предмета.
3 уровень. Наличие творческих целей, предполагающих выполнение творческих заданий в ходе изучаемого предмета.
Продвижение учащихся в процессах целеполагания от формальных к творческим целям выводит их на более высокие уровни творческого самовыражения.
 С чего же начинается процесс целеполагания? Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Для этого можно использовать устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и др. Варианты могут быть открытые и закрытые. В качестве открытого вопроса можно использовать такой: «Что для меня самое главное?» Закрытая форма такая, например: «Хочешь ли ты получать отметку «5» по математике?»
Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год, учебный курс. 
Отсутствие изначальной заданности (перечня готовых целей, формулировка целей учителем) для целеполагания позволяет выявить действительно личностно – значимые цели ребенка. Что ты ценишь в жизни больше всего? Что для тебя самое важное? Учеба , семья, деньги, дом, дружба, здоровье, родители, Родина.
 Однако, данная методика представляет определенные трудности для учителя в обработке полученных ответов. Чтобы систематизировать результаты, можно использовать одну из классификаций целей, предложенную А.В.Хуторским, который выделяет следующие группы:
Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.
Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме.
Креативные цели – составление сборника задач; сочинение рассказа; конструирование модели; рисование картины.
Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.
Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии.
Данную диагностику можно использовать при диагностике на основе списка целей, который предлагается ученикам, а их задача составить свою иерархию целей из предложенного набора.
Список целей:
1.Изучить материал учебника.
2.Усвоить основные понятия и законы темы.
3.Подготовить сообщение по одной из проблем.
4.Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе.
5.Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.
6.Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.
7.Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.
8.Научится выполнять опыты, работать с приборами, техническими средствами.
9.Проявить и развить свои способности.
10.Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.
11.Научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы.
12.Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.
13.Научиться решать задачи и проблемы по теме.
14.Свой вариант цели.
Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности обучающегося:
- цели № 1, 4, 12 – формальная ориентация ученика в обучении
-цели № 3,5,8 – креативные наклонности
- цели № 2,7,13 – когнитивные мотивы
-цели № 6,10 – методологические приоритеты деятельности
-цели № 9,14 – самоорганизация
При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного предмета, составляет собственную таксономию целей.
Таксономия целей ( от греч. Taxis – расположенные по порядку и nomos – закон) – систематизированные банки подцелей (задач), соответствующих определенным областям или конкретному курсу. Сформулированные в терминах научения и расположенные по порядку достижения, подцели помогают учителю достигать общие цели курса.
В ходе изучения предмета учитель постоянно обращается к смыслам учеников, используя их как ориентиры при анализе результатов обучения. Но, естественно, для педагога иерархия целей будет включать и другие ориентиры, такие как государственный образовательный стандарт, учебный план ОУ, учебные программы по преподаваемой дисциплине.
Алгоритм процесса целеполагания, осуществляемого педагогом при планировании обучения по своей дисциплине, включает следующие шаги:
- формирование целей обучения данной дисциплине на основе требований стандарта;
- конкретизация целей обучения с учетом особенностей класса, группы, каждого ученика и его личностного смысла в обучении, конкретных условий, средств и способов достижения;
-определение целей обучения по разделам, темам, модулям и т.д.;
- планирование целей конкретного занятия, разложение их на микроцели (задачи каждого этапа).
Классификация целей, на которую можно опираться педагогу в процессе целеполагания, представлена так:
- нормативные государственные цели (общественные цели) – цели формирования знаний, умений и навыков; цели формирования отношений, цели формирования творческой деятельности;
- личностные цели делятся на две группы: цели обучающихся и цели педагогов - организационные цели, методические цели, цели формирования творческой деятельности, цели формирования отношений, цели формирования знаний, умений и навыков.
Часто низкая эффективность обучения связана с неопределенностью и расплывчатостью целей, поскольку, целеполагание является одним из наиболее важных и, вместе с тем, наименее сформированным компонентом в структуре деятельности педагогов.
Эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Поэтому, цели должны быть:
- реальны, достижимы (указывать на конкретные результаты обучения);
- инструментальны, технологичны (определять конкретные действия по их достижению);
-диагностичны (поддаваться измерению, определению соответствия им результаты деятельности).
Определенную помощь в овладении процессом постановки целей на высоком технологическим уровне могут оказать исследования  Б. Блума, который разработал технологию эффективного целеполагания. Рассматривая существующие в педагогической практике способы постановки целей, он определил степень их эффективности с точки зрения их направленности на конкретные результаты обучения. Типичные способы постановки целей и оценка их эффективности  приведены в таблице.

Комментариев нет:

Отправить комментарий