Мы открыли свои страницы...

Сообщество учителей областной специализированной школы для одаренных детей №8 города Уральска открыли свою площадку для профессионального общения с целью сотрудничества по обмену опытом. Будем рады знакомству и взаимодействию со всеми, кому мы интересны.
Задачи блога:
- распространение имеющегося, положительного опыта работы;
- проверка своих идей (через обратную связь);
- увеличение своей аудитории => влияния;
- защита и продвижение общих идей;
...

среда, 17 июня 2015 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ УРОКОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА ОТ ЗНАНИЕВОЙ ПАРАДИГМЫ К КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ

Составлены на основе теоретического материала, представленного в учебных модулях проекта «Педагогика 21 века»

Есть множество методов привести лошадь к водопою, но не известно ни одного метода, которым можно заставить ее пить воду.


Современный урок в контексте педагогического менеджмента

Алгоритм составления плана урока

1.Определение темы урока в соответствии с учебной программой

2.Постановка цели урока 

- Общепринято в науке, что цель — это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования является деятельность обучающегося, а результатом — уровень обученности, развитости и воспитанности учащегося. Поэтому цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы более высокого порядка и не могут сводиться, как это было в период, когда деятельность преподавания рассматривалась только как передача учащимся готовых выводов на уроке и «целям организации» занятий — «изучить такой-то объем нового материала», «повторить такие-то разделы программы» и т. п.
Такая постановка цели урока в современной школе несостоятельна.
- Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные навыки, которыми овладеет учащийся за урок.
Цель должна быть конкретна, демонстрируемая и измеряема. Следует помнить, что Цель урока - это тот пункт назначения, куда в конце урока должны «приплыть» все ученики.
Современный урок ориентирован на формирование компетенций (навыков, доведенных до автоматизма).
Урок следует организовать так, чтобы в конце убедиться, что все учащиеся достигли цели. В результате такого мониторинга учитель может осмыслить выполнении целевых установок урока, правильность подбора содержания, средств и формы урока.
Если цель достигли не все ученики, то следует разработать стратегию, которая позволит свою ошибку и всем ученикам достичь цель.
Достижение цели определяется оценками «да» и «нет». Цель не может быть чуть-чуть достигнута, она либо достигнута, либо нет!
Во многих странах школьные программы (куррикулумы) отражают не содержание, а компетенции, которые следует сформировать на уроке.
В школу стучится педагогика целей или компетентностная педагогика.
- Цель урока в рамках компетенции «Уметь учиться» - освоение учениками схемы, приема, метода сбора и обработки учебной информации.

3.Отбор информации


- Подготовьте информацию, которую ученик на уроке должен преобразовать в знания, т.е. «интерьеризировать».
- Для начала просмотрите информацию, изложенную в учебнике и, если возникнет необходимость, видоизмените или дополните ее, привлекая учебный материал из других источников.
- Представьте информацию в письменном виде. Известно, что приобретать информацию можно разными способами, но наиболее эффективно на уроке это делать, используя зрение. Для этого можно использовать школьную доску, плакат, карточки и т.д. В Америке есть даже поговорка на этот счет: "Говорить не значит учить".


Всякий раз, подбирая информацию, помните три главных принципа:
-надо определить и систематизировать ту информацию, которая необходима в первую очередь для обучения учащихся, чтобы она служила опорой или указателем и помогала учащимся видеть связи каждого элемента с другими элементами и со всей системой в целом;
-информация должна быть изложена кратко, ясно, четким языком, не допускающим разных толкований, с примерами, разъясняющими сущность концепции или правила;
-пользуйтесь, насколько это уместно, наглядной моделью, чтобы учащиеся могли непосредственно видеть процесс или его результат.
4. Разработка заданий в соответствии с таксономией Блума:
- Обязательно следует к уроку разработать задания всех уровней.
- Задания надо начинать с глагола, указанного в соответствующем уровне таксономии Блума.
- Задания первых трех уровней должны быть под силу всем учащимся (если хоть один учащийся не выполнил задания первых трех уровней, то урок можно считать неудовлетворительным).
- Если никто из учеников не выполнил задание шестого уровня, то, возможно, Вы сделали перебор в других заданиях.
- Если кто-то из учеников выполнил все шесть уровней, а урок еще не закончился, то следует иметь в резерве учебные задания шестого уровня.
- Учебные задания должны быть ясные, четкие и понятные для каждого ученика. Если задание требует дополнительного разъяснения – это несовершенное задание. Предложения должны быть не многословны и всегда должны начинаться с глагола (ЧТО ДОЛЖЕН Я-УЧЕНИК ДЕЛАТЬ!).
- Задания должны указывать действие, которое предстоит выполнить ученику.
- В задании должно присутствовать указание на то, как его предъявить: запиши в тетради, расскажи соседу, заполни схему и т.д.
- ОБЯЗАТЕЛЬНО на первых трех уровнях заданий необходимо включить ЦЕЛЬ УРОКА, которая представляет собой освоение какой-либо техники, приема, схемы (см. «Культура умственного труда или 101 техника учения»).
- Количество заданий второго и третьего уровней - не менее 5.
- При выполнении заданий 4 и 5 уровней ученик должен «открыть новое знание», выходящее за рамки учебной программы.
- При составлении заданий 6 уровня следует соблюдать следующие требования.
-знания по теме урока;
-межпредметные знания;
-ситуация из повседневной жизни;
-личное поведение в данной ситуации
Правила проведения урока
- Организационный момент:
-создание учителем в начале урока положительного эмоционального настроя на работу;
-сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.
- После ознакомления с информацией учащиеся приступают к выполнению учебных заданий. При этом все ученика находятся в равном положении - одни и те же задания и одно и то же время.
- Каждый ученик начинает с первого задания и работает на протяжении всего урока. Чтобы перейти к следующему заданию, ученик поднимает руку, учитель подходит и определяет, верно ли выполнено задание и только потом ученик приступает к выполнению следующего задания. Тут можно использовать много приемов – взаимопроверка, использование «контролера» в малой группе и т.п.

- При появлении вопроса, учащийся поднимает руку, и учитель подходит к нему. Выслушав вопрос, не надо самому отвечать на него, а следует указать ему, на что обратить внимание и где можно найти ответ на вопрос. Такая деятельность на уроке позволяет ученику научиться «добывать» знания самому.
- Количество заданий, выполненных учеником на уроке, зависит от его интеллектуальных и творческих способностей.
- На таком уроке все учащиеся работают в поте лица, а учитель только управляет процессом обучения (он в поте лица готовился к уроку).
Подведение итогов урока
- Оценку получает каждый ученик, который присутствует на уроке.
- Один из способов оценивания – самооценка. На этом этапе формируется одна из важных компетенций – уметь самооцениваться. Эта компетенция необходима на протяжении всей жизни и особенно на начальном этапе проектирования своей образовательной траектории.
- Оценку ученика нельзя публично оглашать без его разрешения.
- Оценка «3» выставляется за правильное выполнение заданий 1-3 уровней;
оценка «4» - за правильное выполнение заданий 1-5 уровней;
оценка «5» - за правильное выполнение заданий 1-6 уровней.
Оценивание деятельности учителя
- Учитель не актер, не массовик-затейник, а организатор учебной деятельности учеников на уроке.
- Оцениваются умения учителя:
-создать положительный эмоциональный настрой на уроке;
-разработать классификатор к уроку;
-отобрать необходимое и достаточное содержание для раскрытия темы урока;
-разработать задания в соответствии с таксономией Блума;
-подобрать приемы, методы, схемы к уроку;
-выбрать эффективную форму проведения урока.
- Оценка таких уроков требует нового видения со стороны администрации школы, инспекторов и других менеджеров - в этом то и суть новой компетентностной педагогики.

Школа – это кладовая сокровищ, за наличие их в кладовой отвечает учитель. Ученик, войдя в кладовую, волен сам набивать свои карманы сокровищами, учитель не должен насильно впихивать ему драгоценности в карманы и выполнять роль таможенника. Сам ученик определяет, сколько драгоценностей на уроке он наберет, сколько он может их унести и сам оценивает сколько богатства он приобрел. 

1 комментарий:

  1. Sands Casino
    Get ready for a thrilling experience at Sands Casino Resort. 바카라 Take 바카라 사이트 advantage of the promotions and promotions at the Sands septcasino Resort Casino. Check out our casino  Rating: 4 · ‎12 votes

    ОтветитьУдалить